Новости

ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ

Бензин подорожал за лето 2008г. уже третий раз

С 23 июля в Беларуси опять повысили розничные цены на моторное топливо - это уже третье повышение цен с 10 июня т.г. Власти, чтобы не волновать публику по пустякам, поднимали цены на нефтепродукты каждый раз понемногу - в среднем на 5%. Однако за полтора месяца цена бензина выросла на 16,5%, а дизельного топлива - на 32,5%. Но это еще не предел.

Сергей ЖБАНОВ

Череду повышений цен в концерне «Белнефтехим» объяснили ростом стоимости нефти и убыточностью работы на внутреннем рынке. «Вероятно, это будет последнее в этом году повышение стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке», - успокоили агентство «Интерфакс» в концерне «Белнефтехим». В этих словах больше надежды, чем твердой убежденности. Большей порукой стабильным ценам на нефтепродукты в ближайшем будущем следует считать сравнительно невысокую среднестатистическую зарплату белорусского трудящегося ($420 за июнь), которой едва хватает на обслуживание двух труб: выхлопной и канализационной.

Между ними сложился столь хрупкий баланс, что любое дальнейшее повышение цен без увеличения оплаты труда может нарушить равновесие, приведя к сокращению индивидуального потребления. Чтобы белорусская экономика не утратила значительной части стимулов для дальнейшего развития, надо теперь поднять зарплату эдак на $100-150, и тогда можно начинать снова повышать стоимость горючего. Но с начала года средняя зарплата выросла всего лишь на 12%, заметно отставая от темпов прироста цен на бензин и дизтопливо. Премьер Сергей Сидорский обещал президенту, что к концу 2009г. бюджетники будут получать среднюю зарплату в размере $560.

Однако обещанный рост благосостояния может оказаться номинальным. Как ведет себя белорусская система обеспечения нефтепродуктами в условиях повышения мировых цен на нефть, уже ясно. От их изменения зависит ставка спецпошлины на российскую нефть, поставляемую в Беларусь. С 1 августа ее величина подскочила до $166,1 - после того как российское правительство подняло экспортную пошлину до уровня в $495,9 за 1 т нефти. Если бы Беларусь оплачивала размер экспортной российской пошлины в полном объеме, то уже сегодня белорусским потребителям пришлось бы платить за моторное топливо не меньше, чем платят на Украине. Украинским потребителям за 1 л дизтопива приходится выкладывать $1,47, что по состоянию на 15 июля было на $0,47 дороже, чем в Беларуси, сообщил на пресс-конференции в Киеве Сергей Куюн, исполнительный директор консалтинговой компании UnitedPetroleumConsultants.

С 23 июля 1 л белорусского дизтоплива стоит $1,06, в то время как украинские нефтепродукты подешевели за неделю в среднем на 10%. «Зависимая от импорта энергоносителей Украина полностью дублирует европейские ценовые соотношения, тогда как в других постсоветских государствах потребители дизельного топлива дотируются через систему низких налогов», - отметил Куюн. Если эксперт имел в виду под «низкими налогами» величину экспортной российской пошлины, то тогда он прав. Ставка же акциза, используемая на внутреннем белорусском рынке, составляет 50%, и ее трудно назвать низкой даже по украинским меркам. Тем не менее, даже после 23 июля в Беларуси - самое дешевое дизтопливо среди стран Европы и СНГ.

При условии дальнейшего снижения мировых цен на нефть соотношение цен на моторное топливо может измениться не в нашу пользу. В отличие от Украины, которой приходится устанавливать цены на нефтепродукты с учетом биржевой стоимости импортной нефти, в Беларуси цены на нефтепродукты регулируются государством. Поэтому украинские консалтинговые компании изучают и прогнозируют динамику европейского срочного рынка нефти и нефтепродуктов. По оценке Сергея Куюна, «в ближайшее время розничные цены на бензин и дизельное топливо на Украине могут стабилизироваться». И, скорее всего, так и будет, поскольку за последнее время мировая цена бочки нефти снизилась со $145 до $125, а к концу года эксперты называют цену в $100. Но белорусским потребителям от намечаемой конъюнктурной благости ничего хорошего ждать не приходится. Мы живем по другим правилам. И не стоит надеяться на то, что белорусские цены на нефтепродукты вдруг снизятся. О мировой нефтяной конъюнктуре в концерне «Белнефтехим» вспоминают только тогда, когда заходит речь о повышении цен. Так уже было в конце 2007г. - начале 2008г., когда стоимость нефти резко увеличилась.

Зато в 2006г. и первой половине 2007г. снижение цен на нефть происходило везде, но только не в Беларуси. Тогда украинские потребители оказались в выигрыше, поскольку белорусский автомобилист платил больше них (в среднем на $0,15-20) за 1 л топлива, покупаемого на АЗС. Дело в том, что в условиях падения мировых цен на нефть основные убытки несут не НПЗ, а социально ориентированный белорусский бюджет, доходы которого очень сильно зависят от экспортных цен на нефтепродукты и из которого необходимо производить выплату давальцам в условиях любой конъюнктуры.

Эта проблема сформировалась начиная с 2007г. вместе с введением спецпошлины, выплачиваемой из бюджета. Рост российской экспортной пошлины вынуждает белорусское правительство повышать размер бюджетных субсидий, выплачиваемых поставщикам и переработчикам нефти за счет увеличивающихся доходов от экспорта нефтепродуктов. Но в случае длительного падения нефтяной конъюнктуры сложившаяся схема финансирования нефтепереработки превратится в настоящую проблему, поскольку никакого другого ресурса для компенсации нефтедолларовых экспортных потерь бюджета, как и убытков НПЗ, кроме роста розничных цен на моторное топливо, в Беларуси нет.

 

 

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП

14.04.2024Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.
Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.


15 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация