Новости

ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ

Бензин подорожал за лето 2008г. уже третий раз

С 23 июля в Беларуси опять повысили розничные цены на моторное топливо - это уже третье повышение цен с 10 июня т.г. Власти, чтобы не волновать публику по пустякам, поднимали цены на нефтепродукты каждый раз понемногу - в среднем на 5%. Однако за полтора месяца цена бензина выросла на 16,5%, а дизельного топлива - на 32,5%. Но это еще не предел.

Сергей ЖБАНОВ

Череду повышений цен в концерне «Белнефтехим» объяснили ростом стоимости нефти и убыточностью работы на внутреннем рынке. «Вероятно, это будет последнее в этом году повышение стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке», - успокоили агентство «Интерфакс» в концерне «Белнефтехим». В этих словах больше надежды, чем твердой убежденности. Большей порукой стабильным ценам на нефтепродукты в ближайшем будущем следует считать сравнительно невысокую среднестатистическую зарплату белорусского трудящегося ($420 за июнь), которой едва хватает на обслуживание двух труб: выхлопной и канализационной.

Между ними сложился столь хрупкий баланс, что любое дальнейшее повышение цен без увеличения оплаты труда может нарушить равновесие, приведя к сокращению индивидуального потребления. Чтобы белорусская экономика не утратила значительной части стимулов для дальнейшего развития, надо теперь поднять зарплату эдак на $100-150, и тогда можно начинать снова повышать стоимость горючего. Но с начала года средняя зарплата выросла всего лишь на 12%, заметно отставая от темпов прироста цен на бензин и дизтопливо. Премьер Сергей Сидорский обещал президенту, что к концу 2009г. бюджетники будут получать среднюю зарплату в размере $560.

Однако обещанный рост благосостояния может оказаться номинальным. Как ведет себя белорусская система обеспечения нефтепродуктами в условиях повышения мировых цен на нефть, уже ясно. От их изменения зависит ставка спецпошлины на российскую нефть, поставляемую в Беларусь. С 1 августа ее величина подскочила до $166,1 - после того как российское правительство подняло экспортную пошлину до уровня в $495,9 за 1 т нефти. Если бы Беларусь оплачивала размер экспортной российской пошлины в полном объеме, то уже сегодня белорусским потребителям пришлось бы платить за моторное топливо не меньше, чем платят на Украине. Украинским потребителям за 1 л дизтопива приходится выкладывать $1,47, что по состоянию на 15 июля было на $0,47 дороже, чем в Беларуси, сообщил на пресс-конференции в Киеве Сергей Куюн, исполнительный директор консалтинговой компании UnitedPetroleumConsultants.

С 23 июля 1 л белорусского дизтоплива стоит $1,06, в то время как украинские нефтепродукты подешевели за неделю в среднем на 10%. «Зависимая от импорта энергоносителей Украина полностью дублирует европейские ценовые соотношения, тогда как в других постсоветских государствах потребители дизельного топлива дотируются через систему низких налогов», - отметил Куюн. Если эксперт имел в виду под «низкими налогами» величину экспортной российской пошлины, то тогда он прав. Ставка же акциза, используемая на внутреннем белорусском рынке, составляет 50%, и ее трудно назвать низкой даже по украинским меркам. Тем не менее, даже после 23 июля в Беларуси - самое дешевое дизтопливо среди стран Европы и СНГ.

При условии дальнейшего снижения мировых цен на нефть соотношение цен на моторное топливо может измениться не в нашу пользу. В отличие от Украины, которой приходится устанавливать цены на нефтепродукты с учетом биржевой стоимости импортной нефти, в Беларуси цены на нефтепродукты регулируются государством. Поэтому украинские консалтинговые компании изучают и прогнозируют динамику европейского срочного рынка нефти и нефтепродуктов. По оценке Сергея Куюна, «в ближайшее время розничные цены на бензин и дизельное топливо на Украине могут стабилизироваться». И, скорее всего, так и будет, поскольку за последнее время мировая цена бочки нефти снизилась со $145 до $125, а к концу года эксперты называют цену в $100. Но белорусским потребителям от намечаемой конъюнктурной благости ничего хорошего ждать не приходится. Мы живем по другим правилам. И не стоит надеяться на то, что белорусские цены на нефтепродукты вдруг снизятся. О мировой нефтяной конъюнктуре в концерне «Белнефтехим» вспоминают только тогда, когда заходит речь о повышении цен. Так уже было в конце 2007г. - начале 2008г., когда стоимость нефти резко увеличилась.

Зато в 2006г. и первой половине 2007г. снижение цен на нефть происходило везде, но только не в Беларуси. Тогда украинские потребители оказались в выигрыше, поскольку белорусский автомобилист платил больше них (в среднем на $0,15-20) за 1 л топлива, покупаемого на АЗС. Дело в том, что в условиях падения мировых цен на нефть основные убытки несут не НПЗ, а социально ориентированный белорусский бюджет, доходы которого очень сильно зависят от экспортных цен на нефтепродукты и из которого необходимо производить выплату давальцам в условиях любой конъюнктуры.

Эта проблема сформировалась начиная с 2007г. вместе с введением спецпошлины, выплачиваемой из бюджета. Рост российской экспортной пошлины вынуждает белорусское правительство повышать размер бюджетных субсидий, выплачиваемых поставщикам и переработчикам нефти за счет увеличивающихся доходов от экспорта нефтепродуктов. Но в случае длительного падения нефтяной конъюнктуры сложившаяся схема финансирования нефтепереработки превратится в настоящую проблему, поскольку никакого другого ресурса для компенсации нефтедолларовых экспортных потерь бюджета, как и убытков НПЗ, кроме роста розничных цен на моторное топливо, в Беларуси нет.

 

 

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

21.03.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе

21.03.2024Выращивание пряностей. Лекарственные травы оптом. Фасовка чая.
Фиточай и БАДы купить оптом в ООО «Калина»

20.03.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП

20.03.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров

19.03.2024Чай зеленый байховый TAKAMORI от производителя Калина ООО
Новая коллекция:Чай зеленый байховый TAKAMORI


10 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация