К 2010 году в Беларуси предусматривается рост экспорта отечественного пива до 6 млн. дал. Соответствующий план содержит Программа развития пивоваренной отрасли на 2006–2010 гг., утвержденная постановлением Совмина от 2.02.2006 № 131. Этим документом доведены задания по поставкам за рубеж до всех крупнейших предприятий отрасли. При этом эксперты убеждены, что необходимый результат может быть достигнут значительно раньше намеченных сроков.
Мощным стимулом к поиску новых рынков сбыта стало обострение конкуренции на внутреннем. Кроме того, экспорт позволяет компенсировать потери, понесенные пивзаводами в результате девальвации белорусского рубля, ведь некоторые погашают ранее взятые валютные кредиты.
В соответствии с программой одним из основных поставщиков пива на экспорт должно стать ОАО «Криница». В
— В настоящий момент мы испытываем колоссальное давление со стороны импортеров, прежде всего российских. В минувшем году они увеличили свое присутствие в Беларуси на 25% и контролировали по разным оценкам от 28% до 30% продаж пива. Поэтому организация встречного экспортного потока является вполне логичной попыткой сохранить объемы производства и восстановить положительное внешнеторговое сальдо в данном сегменте.
Согласно программе развития пивоваренной отрасли «Криница» должна была обеспечить в
— Насколько гостеприимными оказались внешние рынки?
— Российский потребитель, особенно в соседних приграничных областях, хорошо помнит нашу торговую марку еще с 90-х годов, ведь в этот период мы работали здесь очень активно. Поэтому наш первый зарубежный филиал, предприятие со 100-процентным белорусским капиталом «Криница Белтрейд», было открыто в Смоленске. Мы также наладили продуктивные контакты с московскими и петербургскими партнерами. В частности, заключены договоры с крупнейшими федеральными торговыми сетями «Магнит» и «Седьмой континет».
Правда, в связи с более высокими транспортно-логистическими расходами (самая дальняя точка отгрузки — Челябинск), рентабельность экспорта по сравнению с продажами в Беларуси складывается на 30–40% ниже. Но при этом и затраты на проведение маркетинговых кампаний оказались ниже ожидаемых. Россиян вполне устраивает и качество «Криницы», и внешний вид продуктов, и то, что она реализуется в наиболее востребованном сегодня среднем ценовом сегменте.
Наряду с Россией, куда идет 90% экспорта, планируется существенный рост поставок в страны Балтии. Если в прошлом году мы закрепились в Латвии, то в этом году первая партия уже отправлена в Эстонию, ведутся переговоры с Литвой. Сравнительно небольшие объемы пива реализуются в Великобритании и Польше. Пропуском на рынки ЕС также стал ценовой фактор. Доступные и качественнее продукты, особенно в период кризиса, пользуются устойчивым спросом.
— Григорий Иосифович, какой маркетинговой стратегии стоит придерживаться производителю, чтобы не потерять позиции на своем, белорусском рынке?
— В текущем году мы вынуждены взять на вооружение довольно агрессивные маркетинговые приемы, нацеленные на сохранение и расширение собственной сбытовой ниши прежде всего на белорусском рынке пива. В этом плане необходимо подчеркнуть, что само понятие «отечественный производитель» потеряло свой первоначальный смысл. В первой десятке наших пивных брендов только два принадлежат белорусскому капиталу («Криница» и «Брестское пиво»). Остальные перешли в руки мощных международных корпораций. Датские, финские, шведские инвесторы принесли в отрасль прогрессивные технологии, они же сформировали новый достаточно жесткий конкурентный порядок.
В результате в
Но уже в январе–феврале т.г. это падение было преодолено, по оперативной информации, объемы продаж начали расти во всех регионах республики с темпом 7–15%.
А к началу «пивного сезона» предприятие предъявит свои главные козыри — проведет ребрендинг всей продуктовой линейки. Комплекс необходимых мероприятий планируется завершить в мае.
— На ваш взгляд, из каких элементов складывается успешный пивной бренд?
— Во-первых, это, конечно, вкусовые качества продукта, которые, в свою очередь, зависят от характеристик исходного сырья. В
Во-вторых, в основе успеха — совершенство технологических процессов. К примеру, на нашем предприятии ведется уже третий этап реконструкции. В целом годовая инвестиционная программа «Криницы» сверстана в объеме 43 млрд. Br, из них 14 млрд. Br будут выделены из наших собственных средств.
В-третьих, грамотная рекламная политика. Современный пивной рынок чрезвычайно подвижен. Потребительской мотивацией управляет не столько авторитет «старых» торговых марок, устоявшиеся вкусовые пристрастия, сколько стремление попробовать что-то новое. Этим Беларусь коренным образом отличается от России и Прибалтики, где перестройка отрасли (и передел сфер влияния) в целом была завершена еще в начале десятилетия. Мы же в рамках госпрограммы только планируем в
Отмечу, универсального рецепта успеха пока не существует. При этом фактор внутренней нестабильности заставляет сегодня производителей вырабатывать эффективные инструменты продвижения своей продукции как на белорусском, так и на внешних рынках.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
04.04.2024Косилку АС-1 Амкодор купить недорого
Амкодор-Можа ООО косилку АС-1 купить
01.04.2024Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"
Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"
31.03.2024Безопасность пищевой продукции Могилевский ЦСМС РУП
Могилевский ЦСМС РУП безопасность пищевой продукции
30.03.2024Наши квалифицированные специалисты помогут Вам подготовить заявку на сертификацию разработанной системы менеджмента
Могилевский ЦСМС оказывает помощь в разработке систем менеджмента СТБ ISO 9001-2015
27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года