К 2010 году в Беларуси предусматривается рост экспорта отечественного пива до 6 млн. дал. Соответствующий план содержит Программа развития пивоваренной отрасли на 2006–2010 гг., утвержденная постановлением Совмина от 2.02.2006 № 131. Этим документом доведены задания по поставкам за рубеж до всех крупнейших предприятий отрасли. При этом эксперты убеждены, что необходимый результат может быть достигнут значительно раньше намеченных сроков.
Мощным стимулом к поиску новых рынков сбыта стало обострение конкуренции на внутреннем. Кроме того, экспорт позволяет компенсировать потери, понесенные пивзаводами в результате девальвации белорусского рубля, ведь некоторые погашают ранее взятые валютные кредиты.
В соответствии с программой одним из основных поставщиков пива на экспорт должно стать ОАО «Криница». В
— В настоящий момент мы испытываем колоссальное давление со стороны импортеров, прежде всего российских. В минувшем году они увеличили свое присутствие в Беларуси на 25% и контролировали по разным оценкам от 28% до 30% продаж пива. Поэтому организация встречного экспортного потока является вполне логичной попыткой сохранить объемы производства и восстановить положительное внешнеторговое сальдо в данном сегменте.
Согласно программе развития пивоваренной отрасли «Криница» должна была обеспечить в
— Насколько гостеприимными оказались внешние рынки?
— Российский потребитель, особенно в соседних приграничных областях, хорошо помнит нашу торговую марку еще с 90-х годов, ведь в этот период мы работали здесь очень активно. Поэтому наш первый зарубежный филиал, предприятие со 100-процентным белорусским капиталом «Криница Белтрейд», было открыто в Смоленске. Мы также наладили продуктивные контакты с московскими и петербургскими партнерами. В частности, заключены договоры с крупнейшими федеральными торговыми сетями «Магнит» и «Седьмой континет».
Правда, в связи с более высокими транспортно-логистическими расходами (самая дальняя точка отгрузки — Челябинск), рентабельность экспорта по сравнению с продажами в Беларуси складывается на 30–40% ниже. Но при этом и затраты на проведение маркетинговых кампаний оказались ниже ожидаемых. Россиян вполне устраивает и качество «Криницы», и внешний вид продуктов, и то, что она реализуется в наиболее востребованном сегодня среднем ценовом сегменте.
Наряду с Россией, куда идет 90% экспорта, планируется существенный рост поставок в страны Балтии. Если в прошлом году мы закрепились в Латвии, то в этом году первая партия уже отправлена в Эстонию, ведутся переговоры с Литвой. Сравнительно небольшие объемы пива реализуются в Великобритании и Польше. Пропуском на рынки ЕС также стал ценовой фактор. Доступные и качественнее продукты, особенно в период кризиса, пользуются устойчивым спросом.
— Григорий Иосифович, какой маркетинговой стратегии стоит придерживаться производителю, чтобы не потерять позиции на своем, белорусском рынке?
— В текущем году мы вынуждены взять на вооружение довольно агрессивные маркетинговые приемы, нацеленные на сохранение и расширение собственной сбытовой ниши прежде всего на белорусском рынке пива. В этом плане необходимо подчеркнуть, что само понятие «отечественный производитель» потеряло свой первоначальный смысл. В первой десятке наших пивных брендов только два принадлежат белорусскому капиталу («Криница» и «Брестское пиво»). Остальные перешли в руки мощных международных корпораций. Датские, финские, шведские инвесторы принесли в отрасль прогрессивные технологии, они же сформировали новый достаточно жесткий конкурентный порядок.
В результате в
Но уже в январе–феврале т.г. это падение было преодолено, по оперативной информации, объемы продаж начали расти во всех регионах республики с темпом 7–15%.
А к началу «пивного сезона» предприятие предъявит свои главные козыри — проведет ребрендинг всей продуктовой линейки. Комплекс необходимых мероприятий планируется завершить в мае.
— На ваш взгляд, из каких элементов складывается успешный пивной бренд?
— Во-первых, это, конечно, вкусовые качества продукта, которые, в свою очередь, зависят от характеристик исходного сырья. В
Во-вторых, в основе успеха — совершенство технологических процессов. К примеру, на нашем предприятии ведется уже третий этап реконструкции. В целом годовая инвестиционная программа «Криницы» сверстана в объеме 43 млрд. Br, из них 14 млрд. Br будут выделены из наших собственных средств.
В-третьих, грамотная рекламная политика. Современный пивной рынок чрезвычайно подвижен. Потребительской мотивацией управляет не столько авторитет «старых» торговых марок, устоявшиеся вкусовые пристрастия, сколько стремление попробовать что-то новое. Этим Беларусь коренным образом отличается от России и Прибалтики, где перестройка отрасли (и передел сфер влияния) в целом была завершена еще в начале десятилетия. Мы же в рамках госпрограммы только планируем в
Отмечу, универсального рецепта успеха пока не существует. При этом фактор внутренней нестабильности заставляет сегодня производителей вырабатывать эффективные инструменты продвижения своей продукции как на белорусском, так и на внешних рынках.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси
12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!
12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма
12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы
11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.