Новости

Продажей ниже себестоимости рынок не завоюешь


Правительство постановлением от 12.01.2010 № 23 продлило срок действия постановлений Совмина от 1.12.2008 № 1834 и от 9.12.2008 № 1903 на год — до 1 января 2011 г. Напомним, этими документами были утверждены положения о порядке реализации за пределы Беларуси продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры мирового рынка, а также о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка внутри страны. В частности, допускалась реализация продукции даже ниже себестоимости.
Правда, если из-за этого рентабельность в целом по предприятию могла уйти в «минус», производителю следовало заручиться согласием вышестоящего органа госуправления, представив ему перечень продукции и экономическое обоснование целесообразности ее реализации. Рыночные цены следовало обосновать информацией о своем финансовом положении, конъюнктуре рынка, рентабельности реализованной продукции с начала текущего года, представить оценку этой продукции и сравнительный анализ цен на аналоги с приложением прайс-листов и других источников, указать мероприятия по снижению затрат. Пока эти документы составлялись и рассматривались, конъюнктура рынка не раз могла измениться. Но отказаться полностью от регулирования «в ручном режиме» маркетинговой политики предприятий государство по-прежнему не в силах.
С другой стороны, принятие постановления № 23 лишний раз подтверждает сомнения в реальности надежд на быстрый рост мировой экономики и оживление спроса как за рубежом, так и внутри страны. Согласно прогнозам Еврокомиссии рост экономики в ЕС в 2010 г. составит лишь 0,7%, в частности, у наших основных торговых партеров на западе — в Германии, Нидерландах, Польше — 0,34, 0,67 и 2,2% соответственно. В странах Балтии спад ВВП в текущем году может продолжиться до 4%. В Казахстане, России и Украине ожидается рост ВВП лишь на 2–4%. При этом большинство стран мира ожидает массовая безработица и не исключены рецидивы финансовых проблем. Лучше могут обстоять дела у Бразилии, Индии и Китая, где рост ВВП должен достичь 8–9%, но доля этих стран в нашем экспорте незначительна. По прогнозам МВФ, в Венесуэле в 2010 г. ВВП упадет еще на 0,4%. К тому же двукратная девальвация боливара в начале текущего года ставит под вопрос наши экспортные надежды, связанные с Венесуэлой.
Таким образом, основные торговые партнеры Беларуси еще долго будут выходить из-под влияния мирового кризиса, а уровень предыдущих лет надеются восстановить не ранее 2011–2012 гг. Это существенно затрудняет для нас возможность быстрого восстановления уровня экспорта в эти страны, во-первых, из-за снижения там покупательной способности, во-вторых, из-за проводимой многими правительствами политики сокращения госрасходов и экономии бюджетных средств. Кроме того, в ряде стран, как и в Беларуси, взят курс на сокращение импорта, что означает установление различного рода тарифных и нетарифных ограничений для импорта, в том числе белорусского.
Отметим, что если в январе–ноябре 2009 г. средние цены отечественного экспорта снизились на 28,6% по сравнению с прошлым годом, то импорта — на 18,9%, тогда как их физический объем уменьшался почти одинаково (на 13,7 и 14,2%). В частности, средние цены на импортированные промежуточные товары уменьшились на 22,4%, на экспортированные — на 34,2%, тогда как физический объем поставок этих товаров снизился соответственно на 11,7% и 9,7%. К тому же прошлый год не принес белорусам высоких прибылей. Хотя на 1 декабря 81,9% организаций, учитываемых в текущем порядке, были прибыльными, у 35% из них рентабельность не превышала 5% при инфляции 13,2%, а сумма полученной чистой прибыли оказалась на 31,9% меньше, чем за январь–ноябрь 2008 г. Стало быть, компенсировать снижение цен своими силами будет затруднительно — разве что государство в очередной раз придет на помощь за бюджетный счет.
Так что увеличить в 2010 г. экспорт на 29–30% к прошлогоднему уровню в суммовом выражении только за счет очередного снижения цен вряд ли удастся. Побеждать конкурентов нужно более весомыми аргументами. Тем более что многие зарубежные производители за время кризиса существенно продвинулись в модернизации производств, обновлении ассортимента, оптимизации затрат, снизили себестоимость своей продукции. Стало быть, ценовая политика наших предприятий должна стать гибче, а маркетинговая стратегия — более выверенной и чутко реагирующей на рыночную конъюнктуру. Одной продажей ниже себестоимости рынок не завоюешь.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.03.2024Катализатор автомобильный сдать
Скупка у населения автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов.

17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.

05.03.2024Предприятие «Дановский» осуществляет геодезические работы по всей территории Беларуси
Частное Геодезическое Предприятие «Дановский» все работы выполняет своими силами, без привлечения сторонних организаций


15 Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация