Публикация юбилейного, 20-го доклада швейцарской бизнес-школы IMD (Лозанна) World Competitiveness Yearbook 2008 практически совпала с заявлением министра промышленности Беларуси Анатолия Русецкого о выделении 24 приоритетных промышленных проектов. В очередной раз наблюдаются полярные подходы мирового экспертного сообщества и белорусского правительства к обеспечению конкурентоспособности страны.
Ярослав РОМАНЧУК
Опять 55
Беларусь не попала в список 55 стран, оцениваемых авторитетной швейцарской компанией. Специалисты из Лозаннской бизнес-школы IMD, очевидно, еще не поняли всей уникальности простых решений по повышению конкурентоспособности от белорусского Совмина. Международные эксперты со всего мира определяют конкурентоспособность как способность страны создавать и поддерживать среду для возникновения конкурентоспособных компаний. Заметим, речь идет не о способности правительства самому создавать бизнес за счет налогоплательщиков. Авторы Доклада специально подчеркивают, что богатство создается на уровне предприятий.
Справка «БелГазеты». IMD в сотрудничестве с 52 исследовательскими организациями оценивает конкурентоспособность каждой страны по 331 критерию. Они сгруппированы в 20 факторов, которые, в свою очередь, объединены в четыре группы: состояние экономики; эффективность правительства; эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры. Каждый фактор имеет одинаковый вес в общем показателе - 5%. Методика оценки швейцарской бизнес-школы основана преимущественно на статистических данных (две трети «веса» всего индекса). Еще треть оценок приходится на опрос руководителей бизнеса.
В 2008г. пальму первенства по конкурентоспособности сохранили за собой США (100 баллов). Сингапур и Гонконг заняли 2-е и 3-е места, отстав от лидера соответственно на 0,67 и 5 баллов. Следом расположились Швейцария (89,66 балла), Люксембург (84,4), Дания (83,85), Австралия (83,5), Канада (82,85), Швеция (82,46). Замыкает первую десятку самых конкурентоспособных стран мира Голландия - 80,47 балла. Китай занял 17-е место (73,76). Япония (22-е место) соседствует с Эстонией (23-е). Чехия (28-е), Словакия (30-е) и Литва (36-е) убеждают, что выбор демократии и капитализма был стратегически верным. Польша оказалась на 44-м месте. Россия опустилась с 43-го на 47-е, Украина - с 46-го места в 2007г. на предпоследнее, 54-е. Последнее, 55-е место второй год подряд удерживает Венесуэла, отстающая от лидера на 68,9 балла.
Эксперты констатируют, что сегодня сила мировой экономики уже в значительно меньшей степени концентрируется в США, Европе и Японии. Она рассредоточена, что разбивает миф о монополярности мира. Доступ к финансам, «мозгам» и высоким технологиям может получить каждая страна, если она создает для факторов производства конкурентные преимущества.
Профессор Стефан Гарелли, один из авторов методики оценки и всего доклада, говорит: «Глобальные компании, которые вошли на развивающиеся рынки главным образом, чтобы понизить затраты на производство, стали ключевыми игроками на национальных рынках. Но завтра им предстоит конкурировать наравне с местными компаниями и брендами, которые неуклонно набирают вес». По мнению лозаннской IMD, c 2000г. 600 млн. человек достигли статуса среднего класса, ежегодно они тратят приблизительно $4 трлн. Именно на них ориентируются конкурентные производители качественной электроники, брендовой одежды, косметики, компании, работающие в сферах развлечений и финансов.
IMD не проводил в Беларуси опроса, но большинство остальных данных, которые учитываются в составлении рейтинга, у нас есть. По оценке ИЦ «Стратегия», с учетом опросов бизнеса, проводимых белорусскими организациями, Беларусь могла бы получить 40 баллов и занять 53-е место, между Южной Африкой и Аргентиной. Тот факт, что Беларуси нет в рейтинге, говорит о непонимании нашими властными и бизнес-элитами важности интеграции в подобные исследовательские и бизнес-проекты.
Совмин, не знакомый с результатами 20-летних исследований швейцарских экспертов, по-своему строит политику конкурентоспособности. Сначала правительство зазывало инвесторов в цементную отрасль. Однако строить с нуля цементные заводы иностранцам никто не дал, решили привлечь кредиты. Привлекли. При этом постановили, что с 1 апреля 2008г. по 31 декабря 2008г. все цементные заводы будут платить в целевой бюджетный фонд национального развития 80% прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты в установленном порядке налогов и сборов. Туда же будет направляться 90% их налога на прибыль. Такое поведение правительства едва ли пройдет незамеченным для серьезных иностранных инвесторов.
1 апреля 2008г. цементным заводам повысили внутреннюю отпускную цену до $135 за т (без НДС). В результате уровень рентабельности продажи белорусского цемента вырос до 70-100%. Это очень высокая рентабельность. Она ложится на плечи покупателей жилья и инвесторов в недвижимость.
Специалисты Лозаннской бизнес-школы наверняка посоветовали бы белорусам разрешить иностранным инвесторам вложить ресурсы в столь рентабельный бизнес, но кто их будет слушать? Чиновники определили 24 приоритетных промышленных проекта. Руководителям Минпрома хочется выплавлять 3,5 млн. т стали в год. Они и приняли решение построить на $1 млрд. завод листового проката. И еще задумали производства по цинкованию и выпуску сварных труб.
МАЗу приказали удвоить производство автомобилей, довести его до 50 тыс. в год, а также создать производство по выпуску 3 тыс. автобусов в год. Компания «Юниссон» и МАЗ должны наладить производство легковых автомобилей. Видимо, Минпрому очень хочется поконкурировать с иранским «Самандом». Как реализация такого проекта повысит конкурентоспособность Беларуси, чиновники не объясняют: перед ними стоит задача потратить $4-6 млрд. госинвестиций. Когда провал станет очевидным, большинство сегодняшних руководителей белорусской индустрии уже будет или на пенсии, или на других ответственных участках работы.
«Главное - мы сохранили производственные объединения»
Министры развили мысль о вхождении Беларуси в постиндустриальную эпоху с целым рядом важных товаров: 1 тыс. подъемных кранов, 2 тыс. вагонов в год, десятки тысяч двигателей и тракторов…
Глава Минпрома Анатолий Русецкий сообщил об определении ключевых направлений - 13 действующих и вновь созданных производств: «Это хребет Минпрома. Почти все они государственные, но, когда мы придем к их акционированию, на их базе могут быть созданы холдинги. Мы проходили этот путь с «Горизонтом», «Атлантом». Главное - мы сохранили производственные объединения». Если в качестве хребта брать производителей белорусских телевизоров, холодильников, моторов или станков, то будущее всего белорусского промышленного скелета находится перед лицом явной угрозы экономического остеопороза и остеохондроза. Впрочем, еще Минпром поддерживает создание с LG нового производства LCD-панелей, производства плазменных телевизоров и СВЧ-печей на «Витязе» и «Горизонте».
Промышленная экспансия в глобальную экономику по-белорусски выглядит, как создание в Венесуэле четырех заводов для производства тракторов, карьерных самосвалов, автомашин, а также бытовой техники и телевизоров. Напомним, что эта страна по уровню конкурентоспособности, по версии швейцарской IMD, заняла последнее место среди 55 значимых для бизнеса стран мира.
Наши «высокотехнологичные» товары и производства пользуются спросом преимущественно в странах, купающихся в нефтедолларах. Конечно, мы можем радоваться вместе с бобруйским ОАО «Славянка», которое начало шить костюмы «бизнес-класса для учащихся», которые ни много, ни мало, за счет специальной импортной ткани защищают от электромагнитного излучения сотового телефона. Предварительно чиновники обязали всех школьников одеться в костюмы отечественного производства.
…Швейцарская Лозанна с ее бизнес-школой IMD не так уж далеко от Беларуси. Пару часов на самолете - и ты у истоков знаний о конкурентоспособности. За сумму, в 2 тыс. раз меньшую, чем наше правительство ежегодно вкладывает в требующие хронической бюджетной поддержки промышленные и сельхозприоритеты, можно обучить всех министров тому, как создавать и поддерживать благоприятную среду для экономического, предпринимательского, технологического творчества человека.
Конкурентоспособность в мире
Тop-20 в 1989г. и 2008г.
2008
|
1989
|
||
Место
|
Страна
|
Место
|
Страна
|
1
|
США
|
1
|
Япония
|
2
|
Сингапур
|
2
|
Швейцария
|
3
|
Гонконг
|
3
|
США
|
4
|
Швейцария
|
4
|
Канада
|
5
|
Люксембург
|
5
|
Германия
|
6
|
Дания
|
6
|
Финляндия
|
7
|
Австралия
|
7
|
Голландия
|
8
|
Канада
|
8
|
Швеция
|
9
|
Швеция
|
9
|
Норвегия
|
10
|
Голландия
|
10
|
Австралия
|
53*
|
Беларусь
|
|
|
Источник: IMD World Competitiveness yearbook, 2008.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
02.05.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы
02.05.2024Магоста-Групп -наша продукция сертифицирована в ЕЭС!
Магоста-Групп - первый поставщик оборудования и компонентов для систем вентиляции, отопления, кондиционирования
01.05.2024Пинский мясокомбинат предлагает взаимовыгодные условия сотрудничества.
Пинский мясокомбинат – производитель с многолетней историей и традициями высококачественной мясной продукции.
01.05.2024Продажа сахара оптом, мука пшеничная покупаем и продаем.
Нуждаемся в оптовых поставках продуктов питания- компания «НастинДар»
01.05.2024ОАО «Зеленоборское» стремиться к завоеванию новых рынков сбыта продукции, в странах СНГ, так и на зарубежных рынках.
Стратегическими целями ОАО «Зеленоборское» является постоянное повышение качества продукции