Новости

ХРЕБЕТ МИНПРОМА: ВЗГЛЯД ИЗ ЛОЗАННЫ

Публикация юбилейного, 20-го доклада швейцарской бизнес-школы IMD (Лозанна) World Competitiveness Yearbook 2008 практически совпала с заявлением министра промышленности Беларуси Анатолия Русецкого о выделении 24 приоритетных промышленных проектов. В очередной раз наблюдаются полярные подходы мирового экспертного сообщества и белорусского правительства к обеспечению конкурентоспособности страны.

Ярослав РОМАНЧУК

Опять 55

Беларусь не попала в список 55 стран, оцениваемых авторитетной швейцарской компанией. Специалисты из Лозаннской бизнес-школы IMD, очевидно, еще не поняли всей уникальности простых решений по повышению конкурентоспособности от белорусского Совмина. Международные эксперты со всего мира определяют конкурентоспособность как способность страны создавать и поддерживать среду для возникновения конкурентоспособных компаний. Заметим, речь идет не о способности правительства самому создавать бизнес за счет налогоплательщиков. Авторы Доклада специально подчеркивают, что богатство создается на уровне предприятий.

Справка «БелГазеты». IMD в сотрудничестве с 52 исследовательскими организациями оценивает конкурентоспособность каждой страны по 331 критерию. Они сгруппированы в 20 факторов, которые, в свою очередь, объединены в четыре группы: состояние экономики; эффективность правительства; эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры. Каждый фактор имеет одинаковый вес в общем показателе - 5%. Методика оценки швейцарской бизнес-школы основана преимущественно на статистических данных (две трети «веса» всего индекса). Еще треть оценок приходится на опрос руководителей бизнеса.

В 2008г. пальму первенства по конкурентоспособности сохранили за собой США (100 баллов). Сингапур и Гонконг заняли 2-е и 3-е места, отстав от лидера соответственно на 0,67 и 5 баллов. Следом расположились Швейцария (89,66 балла), Люксембург (84,4), Дания (83,85), Австралия (83,5), Канада (82,85), Швеция (82,46). Замыкает первую десятку самых конкурентоспособных стран мира Голландия - 80,47 балла. Китай занял 17-е место (73,76). Япония (22-е место) соседствует с Эстонией (23-е). Чехия (28-е), Словакия (30-е) и Литва (36-е) убеждают, что выбор демократии и капитализма был стратегически верным. Польша оказалась на 44-м месте. Россия опустилась с 43-го на 47-е, Украина - с 46-го места в 2007г. на предпоследнее, 54-е. Последнее, 55-е место второй год подряд удерживает Венесуэла, отстающая от лидера на 68,9 балла.

Эксперты констатируют, что сегодня сила мировой экономики уже в значительно меньшей степени концентрируется в США, Европе и Японии. Она рассредоточена, что разбивает миф о монополярности мира. Доступ к финансам, «мозгам» и высоким технологиям может получить каждая страна, если она создает для факторов производства конкурентные преимущества.

Профессор Стефан Гарелли, один из авторов методики оценки и всего доклада, говорит: «Глобальные компании, которые вошли на развивающиеся рынки главным образом, чтобы понизить затраты на производство, стали ключевыми игроками на национальных рынках. Но завтра им предстоит конкурировать наравне с местными компаниями и брендами, которые неуклонно набирают вес». По мнению лозаннской IMD, c 2000г. 600 млн. человек достигли статуса среднего класса, ежегодно они тратят приблизительно $4 трлн. Именно на них ориентируются конкурентные производители качественной электроники, брендовой одежды, косметики, компании, работающие в сферах развлечений и финансов.

IMD не проводил в Беларуси опроса, но большинство остальных данных, которые учитываются в составлении рейтинга, у нас есть. По оценке ИЦ «Стратегия», с учетом опросов бизнеса, проводимых белорусскими организациями, Беларусь могла бы получить 40 баллов и занять 53-е место, между Южной Африкой и Аргентиной. Тот факт, что Беларуси нет в рейтинге, говорит о непонимании нашими властными и бизнес-элитами важности интеграции в подобные исследовательские и бизнес-проекты.

Точки «тутэйшага» роста

Совмин, не знакомый с результатами 20-летних исследований швейцарских экспертов, по-своему строит политику конкурентоспособности. Сначала правительство зазывало инвесторов в цементную отрасль. Однако строить с нуля цементные заводы иностранцам никто не дал, решили привлечь кредиты. Привлекли. При этом постановили, что с 1 апреля 2008г. по 31 декабря 2008г. все цементные заводы будут платить в целевой бюджетный фонд национального развития 80% прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты в установленном порядке налогов и сборов. Туда же будет направляться 90% их налога на прибыль. Такое поведение правительства едва ли пройдет незамеченным для серьезных иностранных инвесторов.

1 апреля 2008г. цементным заводам повысили внутреннюю отпускную цену до $135 за т (без НДС). В результате уровень рентабельности продажи белорусского цемента вырос до 70-100%. Это очень высокая рентабельность. Она ложится на плечи покупателей жилья и инвесторов в недвижимость.

Специалисты Лозаннской бизнес-школы наверняка посоветовали бы белорусам разрешить иностранным инвесторам вложить ресурсы в столь рентабельный бизнес, но кто их будет слушать? Чиновники определили 24 приоритетных промышленных проекта. Руководителям Минпрома хочется выплавлять 3,5 млн. т стали в год. Они и приняли решение построить на $1 млрд. завод листового проката. И еще задумали производства по цинкованию и выпуску сварных труб.

МАЗу приказали удвоить производство автомобилей, довести его до 50 тыс. в год, а также создать производство по выпуску 3 тыс. автобусов в год. Компания «Юниссон» и МАЗ должны наладить производство легковых автомобилей. Видимо, Минпрому очень хочется поконкурировать с иранским «Самандом». Как реализация такого проекта повысит конкурентоспособность Беларуси, чиновники не объясняют: перед ними стоит задача потратить $4-6 млрд. госинвестиций. Когда провал станет очевидным, большинство сегодняшних руководителей белорусской индустрии уже будет или на пенсии, или на других ответственных участках работы.

«Главное - мы сохранили производственные объединения»

Министры развили мысль о вхождении Беларуси в постиндустриальную эпоху с целым рядом важных товаров: 1 тыс. подъемных кранов, 2 тыс. вагонов в год, десятки тысяч двигателей и тракторов…

Глава Минпрома Анатолий Русецкий сообщил об определении ключевых направлений - 13 действующих и вновь созданных производств: «Это хребет Минпрома. Почти все они государственные, но, когда мы придем к их акционированию, на их базе могут быть созданы холдинги. Мы проходили этот путь с «Горизонтом», «Атлантом». Главное - мы сохранили производственные объединения». Если в качестве хребта брать производителей белорусских телевизоров, холодильников, моторов или станков, то будущее всего белорусского промышленного скелета находится перед лицом явной угрозы экономического остеопороза и остеохондроза. Впрочем, еще Минпром поддерживает создание с LG нового производства LCD-панелей, производства плазменных телевизоров и СВЧ-печей на «Витязе» и «Горизонте».

Промышленная экспансия в глобальную экономику по-белорусски выглядит, как создание в Венесуэле четырех заводов для производства тракторов, карьерных самосвалов, автомашин, а также бытовой техники и телевизоров. Напомним, что эта страна по уровню конкурентоспособности, по версии швейцарской IMD, заняла последнее место среди 55 значимых для бизнеса стран мира.

Наши «высокотехнологичные» товары и производства пользуются спросом преимущественно в странах, купающихся в нефтедолларах. Конечно, мы можем радоваться вместе с бобруйским ОАО «Славянка», которое начало шить костюмы «бизнес-класса для учащихся», которые ни много, ни мало, за счет специальной импортной ткани защищают от электромагнитного излучения сотового телефона. Предварительно чиновники обязали всех школьников одеться в костюмы отечественного производства.

 

…Швейцарская Лозанна с ее бизнес-школой IMD не так уж далеко от Беларуси. Пару часов на самолете - и ты у истоков знаний о конкурентоспособности. За сумму, в 2 тыс. раз меньшую, чем наше правительство ежегодно вкладывает в требующие хронической бюджетной поддержки промышленные и сельхозприоритеты, можно обучить всех министров тому, как создавать и поддерживать благоприятную среду для экономического, предпринимательского, технологического творчества человека.

 

Конкурентоспособность в мире

Тop-20 в 1989г. и 2008г.

2008
1989
Место
Страна
Место
Страна
1
США
1
Япония
2
Сингапур
2
Швейцария
3
Гонконг
3
США
4
Швейцария
4
Канада
5
Люксембург
5
Германия
6
Дания
6
Финляндия
7
Австралия
7
Голландия
8
Канада
8
Швеция
9
Швеция
9
Норвегия
10
Голландия
10
Австралия
53*
Беларусь
 
 
*оценка ИЦ «Стратегия».

Источник: IMD World Competitiveness yearbook, 2008.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация