Новости

Портовый рейтинг

Давнее соперничество между морскими портами за обслуживание белорусского экспорта предельно обострилось в условиях падения мировой торговли. Такая ситуация, впрочем, представляет вполне реальные выгоды для отечественных грузоотправителей — именно мы сегодня выбираем пути движения и диктуем условия транспортировки своих внешнеторговых грузов.
Только в Минске за последние месяцы прошла целая серия коммерческих презентаций конкурирующих морских терминалов. В январе–октябре т.г. через них было перевалено 64% наших внешнеторговых грузопотоков. Направления железнодорожной доставки на Балтику и Черное море неоднократно менялись. Активность соседних государств должна быть подкреплена еще и конкурентными тарифами на транспортировку по национальным железным дорогам и перевалку грузов в портах, поэтому PR-акции еще ни разу не стали основанием для изменения вектора движения, отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» начальник отдела маркетинга и транспортной логистики БЖД Александр Евсюк. Во главу угла всегда ставились соображения экономической целесообразности.
Тем не менее недавние переговоры руководителей железнодорожных администраций Беларуси и Польши комментировались в зарубежных СМИ в основном как попытка Гданьска и Гдыни перехватить инициативу у балтийских портов стран Балтии и России. «Такой вопрос действительно рассматривался в ходе ноябрьских двусторонних встреч в Варшаве и ранее, в октябре, в Бресте, — пояснил А. Евсюк. — Гданьск и Гдыня перспективны для экспорта продукции РУП «Минский тракторный завод», ОАО «ГродноАзот», ПО «Беларуськалий». Нами рассмотрена возможность проработки оптимальных транспортных схем доставки товаров в направлении Восток-Запад, но мешают технические сложности в виде дополнительной дорогостоящей перевалки груза на границе между двумя странами из-за различной ширины железнодорожной колеи. Однако эти проблемы вполне могут быть компенсированы за счет применения более гибкой тарифной политики».
Через польско-белорусские пограничные переходы за 9 месяцев т.г. железной дорогой было перевезено 5,4 млн. т грузов, или 108,6% к аналогичному периоду прошлого года. При этом контракты отечественных экспортеров с польскими портами пока остаются на уровне арифметической погрешности. Рамочные соглашения о сотрудничестве рассчитаны на перспективу.
А реальный «портовый рейтинг» по итогам 10 месяцев т.г. в Беларуси выглядит следующим образом. Около 8,8 млн. т (57%) внешнеторговых грузов было перевалено через Вентспилс, Ригу, Лиепаю в другие латвийские порты. Рост объемов по отношению к соответствующему периоду прошлого года — 102%. И это при том, что Латвия по ряду причин потеряла договоры на транзит удобрений РУП «ПО «Беларуськалий». Условный «плюс» обеспечен только за счет нефти и нефтепродуктов (111%).
На втором месте Литва (31%), которая в Клайпеде обработала 4,8 млн. т — в т.ч. 2,4 млн. т минеральных удобрений. К слову, снижение мирового платежеспособного спроса на продукцию РУП «ПО «Беларуськалий» стало основным кризисным фактором для наших прибалтийских партнеров — общий недогруз оценивается в 3,6 млн. т, или 12% объема всех экспортных перевозок БЖД. Несмотря на то что наиболее короткий путь через Клайпеду имеет существенные преимущества, грузооборот с литовскими портами все равно снизился на 8%.
Тройку балтийских лидеров замыкает Эстония, с 330 тыс. т белорусского экспорта, и Россия (включая Калининград) — всего с 3,5 тыс. т.
«Тарифная политика БЖД как основного транспортного агента отечественных предприятий-экспортеров еще никогда не определялась в зависимости от «географической» принадлежности партнера. При заключении контрактов все решается в ходе переговоров на основе объективного анализа предложенных транспортно-логистических схем», — подчеркнул А.Евсюк.
По его словам, невысокий спрос на движение через западноевропейский российский анклав обусловлен исключительно экономическими соображениями. Тарифы Клайпедского порта для белорусского транзита ниже, чем в портах Калининградской области в среднем в 1,5–2 раза (в зависимости от характеристик груза). Кроме того, Калининград не имеет технических возможностей для обслуживания судов с большой осадкой и грузоподъемностью, есть проблемы с проводкой кораблей по каналу, не хватает перевалочных мощностей. Все это прямо и косвенно влияет на стоимость портовых услуг.
При транспортировке белорусских внешнеторговых грузов в южном направлении (Ближний Восток, страны Южной Европы, Африки и т.д.) с учетом стоимости морского фрахта наиболее предпочтительными остаются черноморские порты Украины. Правда, поток через них также сократился до 1,6 млн. т (или 73,9% к уровню прошлого года).
В целом по итогам 10 месяцев БЖД перевезла 24,3 млн. т экспортных грузов, что на 14,4% меньше, чем годом ранее. Несмотря на значительное снижение тарифов, недогруз лесоматериалов на внешние рынки составил 411 тыс. т, продукции строительного назначения — 853 тыс. т. В то же время возросли поставки дизельного топлива до 4 млн. т (119% к уровню прошлого года), проката черных металлов до 1 млн. т (119%).

Владислав ПЛАТУН


Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.

05.03.2024Предприятие «Дановский» осуществляет геодезические работы по всей территории Беларуси
Частное Геодезическое Предприятие «Дановский» все работы выполняет своими силами, без привлечения сторонних организаций

02.03.2024Дилерская сеть ООО «Лесдревконсалт», включает в себя более 150 компаний по всей Беларуси и России.
Итоги 2023 года подводит ООО «Лесдревконсалт» - официальный дистрибьютер китайского монобренда FARMERTEC и HOLZFFORMA.


15 Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация