Новости

ЗАКОН НЕПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ

Бизнес-союзы критикуют принятый вчера в первом чтении Палатой представителей проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Документ, по сути, повторяет уже действующие нормы законодательства, в то время как многие предложения бизнесменов в нем не учтены.
Появления подобного закона ждали давно и связывали с ним большие надежды. Почти три года назад концептуальные предложения по нему были разработаны и переданы в госорганы, имеющие право законодательной инициативы. Однако то, что получилось на выходе, многих совсем не порадовало.
В беседе с корреспондентом «ЭГ» председатель БСПН им.Кунявского Георгий Бадей обратил внимание на ст. 5 проекта закона «Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства». Два абзаца текста содержат абсолютно обтекаемые фразы, хотя в свое время бизнес-союзы настаивали на конкретизации защиты. В частности, предполагалось этим вопросам посвятить отдельную главу, закрепив за малым и средним бизнесом право свободно устанавливать формы и размеры оплаты труда работников, цены на предлагаемые товары и услуги, распоряжаться прибылью и валютной выручкой. Предлагалось запретить издание нормативных правовых актов, ставящих в привилегированное положение субъектов хозяйствования государственной формы собственности по сравнению с частной. Также в союзе ратовали за установление ответственности чиновников в случае, если их действия или бездействие причинили ущерб субъектам предпринимательства.
Проект закона в качестве субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса определяет только центры поддержки и инкубаторы малого предпринимательства. По мнению Г.Бадея, сюда стоило бы включить технопарки, предпринимательские союзы и ассоциации, а также коммерческие организации, деятельность которых в соответствии с их уставом предусматривает оказание такой помощи.
Не услышано предложение БСПН определить статус субъектов семейного предпринимательства. До сих пор в законодательстве на этот счет существует брешь, которая порождает много вопросов о том, как в формате ИП, юрлица или фермерского хозяйства привлекать к работам близких родственников, оформлять трудовые отношения, уплачивать налоги и т.д.
Больше всего удивляет, что в целом законопроект лишь аккумулирует и повторяет уже существующие нормы. Одно из немногочисленных новшеств — деление субъектов предпринимательства на микроорганизации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, малые организации (от 16 до 100) и субъекты среднего предпринимательства (от 101 до 250). Однако на практике присвоение такого статуса той или иной фирме ничего не меняет, а лишь упорядочивает классификацию, приводя ее в соответствие с европейскими нормами.
Еще одна условная «новизна» — возможность резервирования для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10% от общего объема госзакупок и проведение для них отдельных конкурсов. При этом авторы законопроекта не рискнули придать этой норме статус прямого действия, указав лишь, что «законодательством могут предусматриваться» такие формы господдержки.
Изобилует законопроект и другими отсылочными нормами. К примеру, государственную финансовую поддержку предложено оказывать лишь в случае, если годовой объем выручки субъекта малого предпринимательства не превысит предела, устанавливаемого Совмином по согласованию с Президентом. Зато прописан целый ряд ограничений, лишающих права на помощь: задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, убытки по итогам прошедшего календарного года и т.д. Впрочем, успешный бизнес денег у государства обычно не просит. Зато долги и убытки никак не мешают оказанию финансовой помощи различным государственным организациям, в особенности АПК. Иные только за счет нее и существуют. Где уж тут говорить о равной конкуренции между субъектами различных форм собственности!
Отсылочной является и ст.10 законопроекта, где лишь перечисляются уже действующие форматы оказания финансовой поддержки, в т.ч. бюджетное финансирование, субсидии на погашение процентов по кредиту, лизинговых платежей и некоторые другие, но не прописываются механизмы ее реализации. Между тем в прежние годы финансирование за счет местных бюджетов оказалось неэффективным. Как показало исследование Совета по развитию предпринимательства и ПРООН, громоздкость процедур и жесткие требования по целевому использованию и возврату средств делали такую помощь непривлекательной, в результате чего суммы, заложенные на эти цели в областных бюджетах, использовались лишь на 40–60%. А объем государственной финансово-кредитной поддержки в расчете на одного субъекта малого бизнеса оставался ничтожным — в среднем 15–20 тыс. Br в год.
В БСПН им. Кунявского недоумевают, зачем вообще понадобился такой проект нового закона, если он принципиально ничего не меняет. Косметические правки можно было внести в действующий Закон от 16.10.1996 № 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Тем более, что исключение слова «государственная» из названия подготовленного документа ничего не изменило — его нормы, за небольшим исключением, сосредоточены на господдержке.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

23.04.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

22.04.2024«Адгезия» ООО является лидером по поставке профессиональной клеевой продукции
ООО «Адгезия» является лидером по поставке профессиональной клеевой продукции

22.04.2024Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО   является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

21.04.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.

20.04.2024Противоалкогольное кодирование с психотерапевтическим сопровождением-Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ предлагает оказание наркологической помощи анонимно в стационаре


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация