Новости

Японопуть

Незамысловата стратегия «японского пути»: закрепиться на рынках за счет низкой цены - заработать денег на модернизацию производства и повышение качества продукции - повысить качество, сохранив объемы - перейти в более высокую ценовую нишу. Так шли многие, так сегодня идет и Китай. Но Китай очень большой. Сегодня Китай летает в космос, строит на экспорт атомные электростанции и автомобили, производит роботы, компьютеры и программное обеспечение. И одновременно имеет массу производств, выпускающих устаревшую или низкокачественную продукцию. Высококачественная продукция идет на экспорт в США и ЕС, низкокачественная, но дешевая - в Африку и СНГ. Множество китайских предприятий, используя широкоразветвленную мировую товаропроводящую сеть и поддержку государства, развиваются, осваивают новые технологии и новую продукцию.
И что мы можем противопоставить такому натиску? Выпускать продукцию еще дешевле, чем китайцы? Это невозможно. Нет таких факторов. Сырье, комплектация, энергоносители у нас не дешевле или дешевле незначительно. Зарплата в Китае уже несколько повыше, но выше и производительность труда: китайские предприятия в основной массе оснащены пусть и бэушными, но 10-летними станками западного и японского производства. У нас и 25-летний станок в почете. Так что в расчете на единицу продукции затраты на зарплату у них пониже.
У китайцев - безбрежный внутренний рынок и прекрасно организованная мировая товаропроводящая сеть. Соответственно - высокая серийность продукции и низкие накладные расходы. А уж что касается кредитной поддержки - остается только завидовать. Лично меня больше всего впечатлил пример небольшой китайской фабрики, контролирующей значительную часть рынка искусственных елок в США и Канаде. Представьте, какую нужно иметь поддержку, чтобы весь год работать, а продавать продукцию только две недели в году!
Выпускать более качественную продукцию в более высокой ценовой нише? От конкуренции с китайцами перейти к конкуренции с немцами, японцами, корейцами? На производстве меня учили, что качество продукции определяют не работники, а технологии. Если качество определяют люди, производство называется не промышленным, а ремесленным. Выпускать качественную продукцию по приемлемым ценам на станках, уступающих 3-5 поколений даже китайским, - это утопия. Да и объемы наших рынков сбыта пока не позволяют применять современное высокопроизводительное оборудование. К тому же, чем выше ценовая ниша, тем медленнее идет сбыт. Для перехода в нее требуется совсем иная кредитная поддержка. Для перехода промышленности республики (не отдельных предприятий, это возможно, а промышленности в целом) на выпуск качественной продукции в более высокой ценовой нише требуются валовые инвестиции не в разы - в десятки раз превышающие те, которые мы делаем сегодня. Источников таких инвестиций в республике нет.
Важный компонент «японского пути», через который проходили все, кто хотел, - инвестиции из внутренних накоплений за счет сильного ограничения внутреннего потребления, низкого уровня жизни населения. Во всех случаях иностранные инвестиции играли вспомогательную роль. А в кризис - и роль отрицательную. Мы же ничтожные накопления госсектора промышленности тратили на социальные программы, поддержку агропрома, содержание раздутого госаппарата. И сегодня отказаться от этого не можем: и без того лучшие кадры у нас переманивают то Европа, то Россия. А частный капитал, не имея перспектив развития, свои накопления предпочитал выводить из страны или вкладывать в недвижимость.
И такое положение характерно для любого небольшого государства. После выхода на мировые рынки Китая «японский путь» догоняющего развития для других стран, по сути, закрыт. Мы не одиноки: о ту же стену бьются Иран, Венесуэла, Аргентина. Нарастают трудности и у ряда других небольших стран. Пока мы жили за счет остатков советского промышленного потенциала: что-то проедали, на чем-то экономили. Но время и кризис подводят под советским прошлым черту: дальше нужно жить своим сегодняшним, а не прошлым трудом. И искать союзников - самим уже не справиться с вызовами времени.
И все же зря на «Дажынках» в Кобрине президент говорил, что, если бы не МАЗ, МТЗ и БелАЗ, Беларусь бы кризиса и не заметила. По небольшим предприятиям кризис ударил еще сильнее. А большие - единственная оставшаяся у нас «отмычка» от мировых рынков. Но им очень трудно и требуется сегодня намного больше поддержки, чем оказывается.
Стратегии развития промышленности у страны нет. Ресурсов - мало. Надежными союзниками в экономическом плане - пока не обзавелись. Тем более важно работать согласованно и по четкому плану. Нужна промышленная политика. Иначе потеряем промышленность.

www.belgazeta.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом