Новости

Японопуть

Незамысловата стратегия «японского пути»: закрепиться на рынках за счет низкой цены - заработать денег на модернизацию производства и повышение качества продукции - повысить качество, сохранив объемы - перейти в более высокую ценовую нишу. Так шли многие, так сегодня идет и Китай. Но Китай очень большой. Сегодня Китай летает в космос, строит на экспорт атомные электростанции и автомобили, производит роботы, компьютеры и программное обеспечение. И одновременно имеет массу производств, выпускающих устаревшую или низкокачественную продукцию. Высококачественная продукция идет на экспорт в США и ЕС, низкокачественная, но дешевая - в Африку и СНГ. Множество китайских предприятий, используя широкоразветвленную мировую товаропроводящую сеть и поддержку государства, развиваются, осваивают новые технологии и новую продукцию.
И что мы можем противопоставить такому натиску? Выпускать продукцию еще дешевле, чем китайцы? Это невозможно. Нет таких факторов. Сырье, комплектация, энергоносители у нас не дешевле или дешевле незначительно. Зарплата в Китае уже несколько повыше, но выше и производительность труда: китайские предприятия в основной массе оснащены пусть и бэушными, но 10-летними станками западного и японского производства. У нас и 25-летний станок в почете. Так что в расчете на единицу продукции затраты на зарплату у них пониже.
У китайцев - безбрежный внутренний рынок и прекрасно организованная мировая товаропроводящая сеть. Соответственно - высокая серийность продукции и низкие накладные расходы. А уж что касается кредитной поддержки - остается только завидовать. Лично меня больше всего впечатлил пример небольшой китайской фабрики, контролирующей значительную часть рынка искусственных елок в США и Канаде. Представьте, какую нужно иметь поддержку, чтобы весь год работать, а продавать продукцию только две недели в году!
Выпускать более качественную продукцию в более высокой ценовой нише? От конкуренции с китайцами перейти к конкуренции с немцами, японцами, корейцами? На производстве меня учили, что качество продукции определяют не работники, а технологии. Если качество определяют люди, производство называется не промышленным, а ремесленным. Выпускать качественную продукцию по приемлемым ценам на станках, уступающих 3-5 поколений даже китайским, - это утопия. Да и объемы наших рынков сбыта пока не позволяют применять современное высокопроизводительное оборудование. К тому же, чем выше ценовая ниша, тем медленнее идет сбыт. Для перехода в нее требуется совсем иная кредитная поддержка. Для перехода промышленности республики (не отдельных предприятий, это возможно, а промышленности в целом) на выпуск качественной продукции в более высокой ценовой нише требуются валовые инвестиции не в разы - в десятки раз превышающие те, которые мы делаем сегодня. Источников таких инвестиций в республике нет.
Важный компонент «японского пути», через который проходили все, кто хотел, - инвестиции из внутренних накоплений за счет сильного ограничения внутреннего потребления, низкого уровня жизни населения. Во всех случаях иностранные инвестиции играли вспомогательную роль. А в кризис - и роль отрицательную. Мы же ничтожные накопления госсектора промышленности тратили на социальные программы, поддержку агропрома, содержание раздутого госаппарата. И сегодня отказаться от этого не можем: и без того лучшие кадры у нас переманивают то Европа, то Россия. А частный капитал, не имея перспектив развития, свои накопления предпочитал выводить из страны или вкладывать в недвижимость.
И такое положение характерно для любого небольшого государства. После выхода на мировые рынки Китая «японский путь» догоняющего развития для других стран, по сути, закрыт. Мы не одиноки: о ту же стену бьются Иран, Венесуэла, Аргентина. Нарастают трудности и у ряда других небольших стран. Пока мы жили за счет остатков советского промышленного потенциала: что-то проедали, на чем-то экономили. Но время и кризис подводят под советским прошлым черту: дальше нужно жить своим сегодняшним, а не прошлым трудом. И искать союзников - самим уже не справиться с вызовами времени.
И все же зря на «Дажынках» в Кобрине президент говорил, что, если бы не МАЗ, МТЗ и БелАЗ, Беларусь бы кризиса и не заметила. По небольшим предприятиям кризис ударил еще сильнее. А большие - единственная оставшаяся у нас «отмычка» от мировых рынков. Но им очень трудно и требуется сегодня намного больше поддержки, чем оказывается.
Стратегии развития промышленности у страны нет. Ресурсов - мало. Надежными союзниками в экономическом плане - пока не обзавелись. Тем более важно работать согласованно и по четкому плану. Нужна промышленная политика. Иначе потеряем промышленность.

www.belgazeta.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

14.04.2024Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.
Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.

13.04.2024Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов
Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов

13.04.2024Преимущества резинового покрытия плитки Rubtex
Производство покрытий из резиновой крошки

12.04.2024Предлагаем качественные алюминиевые лестничные конструкции
ООО «АЛЮМЕТ» — лидер по производству алюминиевых конструкций для бытовых нужд и строительства на рынке СНГ

12.04.2024Санаторий «Надзея» - это белорусское лечебное учреждение , которое поможет Вам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Санаторий «Надзея» - это белорусское лечебное учреждение , которое поможет Вам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация