Новости

Как взломать"код отсутствия"?

Достижения наших рок-музыкантов могут показаться скромными, скажем, на фоне событий шоу-бизнеса соседних стран.

 
Анатолий МЕЛЬГУЙ
 

Некоторые даже утверждают, что альтернативное музыкальное движение в нашей стране в прошедшем году больше напоминало диссидентские посиделки на кухне, оставляющие место только для пессимизма и апатии...

 

Но, с другой стороны, откуда взялся столь мощный полемический запал, возникший в околомузыкальных кругах в связи с "походом" белорусских рок-музыкантов к Пролесковскому? Видимо, данный эмоциональный взрыв стал итогом высвобождения энергии невидимой пружины, которая до некоторого времени аккумулировала творческие порывы представителей отечественной рок-музыки и ожидания публики... Нужно заметить, что деятельность всех структур белорусского музыкального андеграунда в этом году была направлена на противостояние еще более брутальным попыткам властей все поголовно "запретить и не пущать!". В ответ на эти попытки музыканты развернули кампанию раскрутки маховика отечественного рок-движения за счет новых музыкально-стилистических поисков. Кроме того, была издана целая серия долгожданных альбомов лидеров белорусской рок-сцены. Один за другим своими релизами нас порадовали музыканты групп N.R.M., "Крама", Neuro Dubel, OSIMIRA, "Крамбамбуля", UR’IA, P.L.A.N., "Зьмяя", Дмитрий Войтюшкевич и его WZ-orkiestra. Даже "динозавры" белорусского рока — группа "Сузор’е" — завершили работу над своим самым ярким рок-концептом — "Песняй пра зубра"...

 

Сегодняшняя реальность такова, что в нашей стране пока невозможно проведение крупных, европейского уровня, рок-фестивалей. Но их отсутствие компенсировалось большим количеством малых тематических форм. Напомним наиболее интересные проекты. Например, международный "Купальскi фэст" был посвящен модному pagan-metal, Krivia Aeterna — "темному" dark-wave и пост-фолку, "Дударскi фэст" и "Вольнае паветра" — медиевальной музыке и фолк-року, программы "Басовiшча" и запрещенного "Рок-кола" способствовали поиску молодых талантов. Фестивали "Права быць свабодным. Луцк-2007", "Be2gether" успешно представляли белорусскую рок-музыку более искушенным слушателям Украины и Литвы... Оптимизм вызывает и возросшая активность тех слоев общества, которым не все равно, каким будет отечественное рок-движение в будущем. Создавались новые студии звукозаписи, продюсерские центры, коалиции в поддержку белорусских рок-музыкантов, возникали коммерческие структуры по реализации музыкальной продукции, стартовали интересные издательские проекты...

 

Показательным в этом смысле является работа культурного центра при Партии БНФ, созданного на базе ее штаб-квартиры. Только за прошедший год при полном зале там состоялось около 70 презентаций неподцензурных музыкальных и видеоизданий. Комиссия по культуре партии БНФ стала инициатором многочисленных акустических концертов, автограф-сессий, пресс-конференций и дискуссий. Большой резонанс среди любителей отечественной рок-музыки вызвало новое начинание центра — конкурс лучших белорусских видеоклипов "Клiп-марафон", этапы которого проводились в разных городах Беларуси....

 

В отличие от стран, где шоу-бизнес в первую очередь — бизнес, в Беларуси все рок-движение оставалось волонтерским, с "сяброўскiм" оттенком. Поэтому в нашем случае шло становление структур общественного менеджмента рок-движения. Несмотря на пристальное внимание к ним властей (то, что стремление к эффективному контролю здесь присутствует, засвидетельствовал разговор с чиновником президентской Администрации), у продюсеров запрещенных групп, организаторов концертов всегда находились возможности (пусть и скромные), чтобы на приемлемом уровне презентовать новый диск любимой команды, дать возможность несколько раз в год выступить с концертами, распространять диски среди слушателей... При этом многим рисковали владельцы, директора столичных и региональных клубов, музыкальных магазинов, которые на свой страх и риск предоставляли концертные площадки "подпольным" музыкантам, проводили презентации дисков.

 

Музыканты, естественно, стремятся не навредить тем, кто ценит их творчество и помогает наперекор властным идеологическим установкам. Поэтому лидеры ведущих белорусских групп "Крама", "Палац", N.R.M. и Neuro Dubel — Игорь Ворошкевич, Олег Хоменко, Лявон Вольский и Александр Куллинкович — взяли на себя смелость своими неординарными действиями оградить и друзей, и совершенно незнакомых людей, в том числе из предпринимательской среды, от маячащих на горизонте санкций, справедливо полагая, что такой шаг абсолютно не противоречит ни моральным принципам, ни логике развития белорусского рок-движения.

 

Почему же обсуждение рок-музыкантами организационных, по сути, вопросов с хозяином одного из просторных кабинетов вызвало такую бурную реакцию, в том числе и в среде либеральной общественности?

 

Все дело в том, что разговор по существу, который состоялся в результате похода музыкантов в Администрацию президента, — это редкий случай диалога высших чиновников и представителей национального музыкального андеграунда, выступающих за свободу, независимость и демократию Беларуси. Уже несколько лет, находясь в состоянии клинча с оппозицией и национальной интеллигенцией, власть ни напрямую, ни через посредников не вступала в переговоры ни с одной ее структурой. А тут рок-музыканты вклинились, что называется, без очереди, вызвав тем самым нервную реакцию некоторой части белорусского оппозиционного сообщества!

 

Что же касается предположений о том, что количество почитателей белорусской рок-музыки резко снизится из-за контакта музыкантов с представителями власти, то такие выводы, скорее всего, остаются голословными. Возможно, пертурбации музыкальных пристрастий произойдут среди неофитов национального рок-движения, но никак не среди тех слушателей, с кем у рок-музыкантов старая, проверенная годами дружба!

 

А вот реальны ли надежды на то, что власть сдержит свое слово, откроет информационные и организационные каналы для продвижения в массы произведений белорусской рок-музыки? И, если да, насколько удачным для нее окажется освоение новых территорий? Ответы на эти вопросы остаются открытыми. Но в любом случае участие группы "Палац" в проекте "ЕвроФэст", как и участие "Крамы" и Д. Войтюшкевича в новогодних телепроектах уже дало старт своеобразному белорусскому рок-эксперименту. Намеренно воспользовавшись в названии статьи реминисценцией о полемической книге белорусского философа Валентина Акудовича "Код адсутнасцi", автор хотел бы подчеркнуть, что для отечественного рок-движения наступают времена, когда становится возможной реализация "кода присутствия" национального музыкального андеграунда в белорусском культурном пространстве. Такой случай упустить нельзя, чтобы в следующем году было меньше причин для пессимизма и апатии.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

01.04.2024Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"
Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"

31.03.2024Безопасность пищевой продукции Могилевский ЦСМС РУП
Могилевский ЦСМС РУП безопасность пищевой продукции

30.03.2024Наши квалифицированные специалисты помогут Вам подготовить заявку на сертификацию разработанной системы менеджмента
Могилевский ЦСМС оказывает помощь в разработке систем менеджмента СТБ ISO 9001-2015

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


15 Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация