Новости

На босу ногу

На полках с надписью «Готовый заказ» стояли чайники, пылесосы, фены, а также раритеты - электробритва времен СССР, похожая на чемодан, древняя соковыжималка и черно-белый телевизор. Самая большая очередь стояла у обувной мастерской. На стульях сидела жертвы кризиса, временно обутые в полиэтиленовые тапочки: одни из них только что лишились последней антикризисной набойки, у других «в шлепанцах стелька отвалилась от ремешка», у третьих «платформа лопнула». К окошку с надписью «Прием обуви» подходила самая разнообразная публика - дедушка-ветеран со штиблетами, молодой человек с женской туфлей, девчушка с тяжелыми папиными ботинками. Эта сеть мастерских в эпоху кризиса явно развивалась - на стекле витрины висело объявление: «Требуется модельер, обувщики и приемщицы». Какая-то девушка попыталась сдать сапоги из рыжего нубука, требуя их покрасить: «Они очень дорогие. Вот они внизу черные, а должны быть бежевые. Как не красите?! Мне что, самой их красить?» «Я их летом иногда под сарафан ношу, это модно, - сообщила она корреспонденту «БелГазеты». - Правда, иногда это очень жарко. Неплохо было бы купить такие летние сапоги, я сегодня видела у одной женщины на Комаровке - до колена, все в прорезях. Но денег сейчас нет, потому я и принесла красить осенние сапоги. Жара спадет - можно будет носить. Одно радует - хотя сапоги у той женщины были «специальные» и дорогие, но ноги в прорезях были чуть ли не в крови. Мучилась она прилично». В кризисный период «обувь покупаю реже. Заказала себе по французскому каталогу клевые сапоги с вязаными голенищами, так мне их уже месяца четыре везут. Когда заказывала, деньги еще были, а сейчас голяк. Сначала ходила, ругалась с посредниками - где сапоги?! Они же везут эту обувь контрабандой, куда-то там в фургон незаметно засовывают. Мало ли, куда засунули. А теперь думаю: не дай бог все-таки довезут». Кризис обусловил сразу несколько причин, по которым люди чаще обращаются в мастерские: во-первых, не имея средств на новую обувь, граждане реанимируют старую; во-вторых, при покупке новой отдают предпочтение китайскому производителю, шедевры которого нуждаются в починке довольно регулярно. «Если бы не было китайской обуви, ремонтники голодали бы, - констатирует один из обувщиков. - Это наш основной источник вдохновения». Пока практически во всех Домах быта столпотворения возле окна приемщика не наблюдается - сезон глобальных ремонтов наступит в сентябре-октябре. «Народ привык ходить в Дом быта, - поясняет обувщик, снимающий небольшую площадь в ТЦ «Монетка». - По старинке считают, что там дешевле. На самом деле в городе уже нет государственных мастерских, сейчас там работают такие же частники, как и мы. Немного отличаются цены: некоторые операции у меня дороже, а некоторые - скажем, замена каблука - дешевле». Так, полиуретановые набойки обойдутся в Br10-15 тыс., а новый каблук - в Br35-40 тыс.: «У всех мастеров разнице в цене колеблется в пределах Br2-3 тыс. Я поднял цены в начале года, когда подскочил доллар. Ведь все материалы покупаются в Польше и России». На «Монетке» «мы арендуем скорее от безысходности. Лично я поучаствовал в аукционе, не потянул по деньгам Br30 млн. за приличное помещение, пришлось тут приземлиться». Стоимость аренды все равно делает работу мастера не слишком выгодной: «Здесь цена невысокая, но все равно в месяц Br1 млн. я должен отдать». В кризис количество обращений увеличилось примерно на 20%. К мастеру приходят люди самого разного достатка: «Кто-то купил одну пару и носит ее, пока она не умрет». Как правило, «покупают китайскую обувь. Все это летит и требует вмешательства. Да и дорогая обувь тоже. Нужно ухаживать, тогда будет носиться». Реже приносят обувь за $300-400: «В «Паркинге» человек продает дорогую, я с ним сотрудничаю». У одной из его клиенток «прорва обуви! Так она мне сейчас зимнюю обувь возит. Каждую неделю подвозит по паре, две, три. А большинство наоборот: дождались сезона и ка-ак ломанулись! Недели две они идут, идут, идут и всем надо «прям счас!». Чините лыжи летом, господа». В другой мастерской отметили еще одну любопытную кризисную тенденцию - стремление клиента найти себе личного мастера: «Сейчас ремонтник - как зубной врач. Клиент хочет стабильности и какой-никакой уверенности: он привыкает к мастеру, знает, что тот делает, за сколько и как. Все мастера работают по-разному, потому и контингент у них разный. Одно могу сказать - сейчас люди начали привязываться к «своему» человеку. Я работал в разных местах. Когда начался кризис, некоторые клиенты меня и здесь нашли - как кошки, когда их турнешь». Последнее сравнение было произнесено очень нежно.

Мария МНИШЕК




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.

05.03.2024Предприятие «Дановский» осуществляет геодезические работы по всей территории Беларуси
Частное Геодезическое Предприятие «Дановский» все работы выполняет своими силами, без привлечения сторонних организаций

02.03.2024Дилерская сеть ООО «Лесдревконсалт», включает в себя более 150 компаний по всей Беларуси и России.
Итоги 2023 года подводит ООО «Лесдревконсалт» - официальный дистрибьютер китайского монобренда FARMERTEC и HOLZFFORMA.

26.02.2024ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» выпускает свыше 50 наименований продукции
ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» - современное предприятие, использующее новейшие технологии


15 Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация