Новости

Национальная академия наук подвела итоги участия ее подразделений в реализации Государственной программы инновационного развития РБ

Финиш удался не всем: оказалось, что далеко не все разработки имеют спрос на практике. Остается понять: то ли ученые не знают, что актуально для бизнеса, то ли тот не сознает своей выгоды.
НАН является государственным заказчиком 32 проектов Программы, включающей создание наукоемких производств на базе передовых технологий. Именно они, как считают в правительстве, обеспечат конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке.
Скажем, ведущие мировые производители уделяют большое внимание новым разработкам в сфере материалов. Хотят в этом поучаствовать и наши ученые. Так, РУП СКТБ «Металлополимер» Института механики металлополимерных систем им. В.А. Белого разработал уникальные, по его словам, технологии производства полимерных композитов, причем, как уверяет директор института Сергей Кудян, достаточно дешевые и с использованием местного сырья. Но 11 млн. EUR на внедрение разработок «Металлополимера» нет. Не нашлось желающих вложить в них деньги и на инвестфоруме во Франкфурте-на-Майне, где проект был представлен инвесторам. Остается надеяться, что деньги даст БПС-банк, который намерен специализироваться на кредитовании в республике перспективных инновационных производств. Правда, условием финансирования является наличие других заинтересованных участников. А их пока не видно, хотя С.Кудян считает, что проблем со сбытом новой продукции быть не должно.
Ориентация академических структур на самостоятельное внедрение в производство собственных разработок должна, однако, иметь ограниченный характер, чтобы не превратить НАН Беларуси в крупный многопрофильный завод. Потому что большой пользы от этого точно не будет. Более жизнеспособна западная модель, функционирующая на основе тесной кооперации производственных компаний и ученых.
У нас же те и другие до сих пор ходят разными путями. Причину тому директор ОП РУП «Феррит» Научно-практического центра НАН Беларуси по материаловедению Виктор Шамбалев видит в консерватизме белорусских промышленников, которые поначалу серьезно противятся всяким технологическим изменениям. Их, оказывается, надо долго убеждать в преимуществах научных разработок, чтобы добиться согласия на их внедрение.
Такой консерватизм представителей отечественного реального сектора на руку зарубежным бизнесменам. Они довольно активно сотрудничают с нашими академическими структурами, размещая заказы по созданию наукоемких продуктов. «Феррит», например, на 70% загружен заказами иностранных компаний, получая от экспорта своей продукции в год около 1 млн. USD.
Инновационная продукция, в т.ч. реализуемая и на внешних рынках, является весомым источником дохода и ГНУ «Институт леса НАН Беларуси», сообщил «ЭГ» директор Александр Ковалевич. Бюджетные поступления составляют 1/4 его финансирования, а остальное приходится зарабатывать самим. Например, ГНУ создало «Корпансил» — препарат для защиты корневых систем саженцев от иссушения, позволяющий лесохозяйственным организациям сэкономить порядка 3,7 млрд. Br.
Еще один инновационный проект Института леса — технологии промышленного выращивания грибов шиитаке и вешенок. По ним на Домановичском овощесушильном заводе (Калинковичский район) в текущем году будет произведено 75 т этой продукции, а полученная от ее реализации прибыль пойдет на расширение грибного производства.
Таким образом, получается, что пока белорусская наука не может ни удивить мир прорывными разработками, ни суммами доходов от их внедрения. Разговорами о переходе на инновационный путь развития эти пробелы явно не компенсируются. Впрочем, это неизбежно, пока в данной сфере главным заказчиком и инвестором остается государство. Ведь отечественному бизнесу, озабоченному проблемой сведения концов с концами, часто не до инноваций.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Экономическая газета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом