Новости

НАУКА ПРО NABUCCO

В Будапеште уже состоялась международная конференция, посвященная реанимации идеи по сооружению газопровода Nabucco. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу обеспечил проекту политическую поддержку и призвал его участников активизироваться, чтобы запустить новую трубу в 2015г. Однако легко сказка сказывается… Евросоюз пока только обещает выделить 250 млн. евро (из 8 млрд. необходимых для строительства), а европейские банки вообще не хотят кредитовать проект, не обеспеченный источниками газа.

Справка «БелГазеты». Газопровод Nabucco протяженностью 3300 км первоначально был ориентирован на доставку газа из Каспийского моря и Центральной Азии через Турцию в Европу. Ориентировочно строительство первой очереди проекта должно было быть начато в 2010г., а ко второй части должны были приступить в 2014г.

Но Азербайджан готов поставить Европе лишь 8-12 млрд. куб. м газа из 30-31 млрд. намеченных по плану. При столь незначительных гарантированных объемах сырья говорить об обретении Европой энергетической независимости от Москвы как-то несерьезно. Через Украину качается в десять раз больше - 120 млрд. куб. м в год. По политическим соображениям привлекать к проекту Иран в качестве источника газа европейцы не хотят, а среднеазиатских поставщиков одного за другим уводит Россия. Узбекистан обещал продавать все сырье «Газпрому», а Туркмения, заинтересованная в увеличении мощности Прикаспийского газопровода, сделала официальное заявление, что для этих целей предоставит даже газ, добытый на территории республики малазийской компанией Petronas. Похоже, за всех несостоявшихся поставщиков газа придется отдуваться Азербайджану.

С транзитом в европейском альтернативном проекте тоже сплошной туман. Едва Баррозу пообщался с турецким премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, как тут же услышал от него печальное известие: Анкара может отложить строительство газопровода, если Брюссель не пересмотрит свою позицию о вступлении Турции в ЕС. И чем этот шантаж лучше украинского, понять трудно.

К тому же маршрут нового газопровода трудно назвать более безопасным, чем украинский. Во всяком случае, на Украине газовые трубы не лежат в зоне территориальных конфликтов или на дне спорного водоема, каким сегодня является Каспийское море. А Турция, помимо платы, за транзит требует за свое участие в проекте 15% объема транспортируемого газа.

И пока оторопевшая Европа только думает, как подступиться к решению навалившихся после российско-украинского газового спора проблем, руководство России уже приняло решение о наращивании мощности обходных маршрутов. «Газпром» объявил о намерении увеличить мощность газопровода «Южный поток» (South Stream), прокладываемого по дну Черного моря, с 31 млрд. куб. м до 47 млрд. куб. м. Таким образом, совокупная мощность строящихся Россией газопроводов (Nord Stream и South Stream) составит 102 млрд. куб. м в год.

По планам весь заявленный в проектах объем газа «Газпром» сможет доставлять в Европу, минуя территорию Украины и Беларуси, не позднее 2015г. Но акционеры Nord Stream, воодушевленные российско-украинским газовым спором, готовы сдать обе очереди проекта уже к концу 2012г. Проект South Stream может быть реализован к концу 2015г., если не случится еще какой-нибудь газовый конфликт, способствующий ускоренному воплощению созидательных планов. Впрочем, рассматривать эти два газопровода только как альтернативу уже имеющейся в Беларуси и на Украине ГТС было бы не совсем правильно.

Евросоюз очень радеет за экологическую чистоту энергоснабжения и поэтому не только не отказывается от российского газа, но и увеличивает год от года его потребление. Вынужденный возврат к использованию мазута в некоторых восточно-европейских странах, особенно пострадавших в самый разгар украино-российского газового конфликта, подтвердил правильность европейского выбора. Топочный мазут сейчас дешевле, хотя лица от мазутной сажи становятся чумазыми. К тому же наносится вред органам дыхания, в то время как природный газ удобен и сравнительно недорог в потреблении. Поэтому Европа, привыкшая жить культурно, ежегодно наращивает потребление газа.

Например, в прошлом году его поставки увеличились на 5,8 млрд. куб. м. По оценкам европейских экспертов, к 2020г. потребность Европы в газе возрастет до 515 млрд. куб. м (на 70%), а вместе с ней и зависимость от поставок российского природного газа. Это значит, что в перспективе для обеспечения возросшего европейского спроса на экологически чистое топливо пропускной способности существующих газотранспортных сетей не хватит. И только сегодня проекты вроде Nord и South Stream рассматриваются как альтернатива ГТС, проложенной в Беларуси и на Украине.

Судя по мере роста потребностей, со временем работы по перекачке газа в Европу должно хватить как всем действующим, так и строящимся газопроводам, включая Nord и South Stream, а также Nabucco. И с этой точки зрения они не конкуренты, а дополнение ко всем уже имеющимся проектам. Значит, настанет час и для строительства второй очереди газопровода «Ямал-Европа». Если к тому времени в России не иссякнет природный газ…

http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом