Новости

НАУКА ПРО NABUCCO

В Будапеште уже состоялась международная конференция, посвященная реанимации идеи по сооружению газопровода Nabucco. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу обеспечил проекту политическую поддержку и призвал его участников активизироваться, чтобы запустить новую трубу в 2015г. Однако легко сказка сказывается… Евросоюз пока только обещает выделить 250 млн. евро (из 8 млрд. необходимых для строительства), а европейские банки вообще не хотят кредитовать проект, не обеспеченный источниками газа.

Справка «БелГазеты». Газопровод Nabucco протяженностью 3300 км первоначально был ориентирован на доставку газа из Каспийского моря и Центральной Азии через Турцию в Европу. Ориентировочно строительство первой очереди проекта должно было быть начато в 2010г., а ко второй части должны были приступить в 2014г.

Но Азербайджан готов поставить Европе лишь 8-12 млрд. куб. м газа из 30-31 млрд. намеченных по плану. При столь незначительных гарантированных объемах сырья говорить об обретении Европой энергетической независимости от Москвы как-то несерьезно. Через Украину качается в десять раз больше - 120 млрд. куб. м в год. По политическим соображениям привлекать к проекту Иран в качестве источника газа европейцы не хотят, а среднеазиатских поставщиков одного за другим уводит Россия. Узбекистан обещал продавать все сырье «Газпрому», а Туркмения, заинтересованная в увеличении мощности Прикаспийского газопровода, сделала официальное заявление, что для этих целей предоставит даже газ, добытый на территории республики малазийской компанией Petronas. Похоже, за всех несостоявшихся поставщиков газа придется отдуваться Азербайджану.

С транзитом в европейском альтернативном проекте тоже сплошной туман. Едва Баррозу пообщался с турецким премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, как тут же услышал от него печальное известие: Анкара может отложить строительство газопровода, если Брюссель не пересмотрит свою позицию о вступлении Турции в ЕС. И чем этот шантаж лучше украинского, понять трудно.

К тому же маршрут нового газопровода трудно назвать более безопасным, чем украинский. Во всяком случае, на Украине газовые трубы не лежат в зоне территориальных конфликтов или на дне спорного водоема, каким сегодня является Каспийское море. А Турция, помимо платы, за транзит требует за свое участие в проекте 15% объема транспортируемого газа.

И пока оторопевшая Европа только думает, как подступиться к решению навалившихся после российско-украинского газового спора проблем, руководство России уже приняло решение о наращивании мощности обходных маршрутов. «Газпром» объявил о намерении увеличить мощность газопровода «Южный поток» (South Stream), прокладываемого по дну Черного моря, с 31 млрд. куб. м до 47 млрд. куб. м. Таким образом, совокупная мощность строящихся Россией газопроводов (Nord Stream и South Stream) составит 102 млрд. куб. м в год.

По планам весь заявленный в проектах объем газа «Газпром» сможет доставлять в Европу, минуя территорию Украины и Беларуси, не позднее 2015г. Но акционеры Nord Stream, воодушевленные российско-украинским газовым спором, готовы сдать обе очереди проекта уже к концу 2012г. Проект South Stream может быть реализован к концу 2015г., если не случится еще какой-нибудь газовый конфликт, способствующий ускоренному воплощению созидательных планов. Впрочем, рассматривать эти два газопровода только как альтернативу уже имеющейся в Беларуси и на Украине ГТС было бы не совсем правильно.

Евросоюз очень радеет за экологическую чистоту энергоснабжения и поэтому не только не отказывается от российского газа, но и увеличивает год от года его потребление. Вынужденный возврат к использованию мазута в некоторых восточно-европейских странах, особенно пострадавших в самый разгар украино-российского газового конфликта, подтвердил правильность европейского выбора. Топочный мазут сейчас дешевле, хотя лица от мазутной сажи становятся чумазыми. К тому же наносится вред органам дыхания, в то время как природный газ удобен и сравнительно недорог в потреблении. Поэтому Европа, привыкшая жить культурно, ежегодно наращивает потребление газа.

Например, в прошлом году его поставки увеличились на 5,8 млрд. куб. м. По оценкам европейских экспертов, к 2020г. потребность Европы в газе возрастет до 515 млрд. куб. м (на 70%), а вместе с ней и зависимость от поставок российского природного газа. Это значит, что в перспективе для обеспечения возросшего европейского спроса на экологически чистое топливо пропускной способности существующих газотранспортных сетей не хватит. И только сегодня проекты вроде Nord и South Stream рассматриваются как альтернатива ГТС, проложенной в Беларуси и на Украине.

Судя по мере роста потребностей, со временем работы по перекачке газа в Европу должно хватить как всем действующим, так и строящимся газопроводам, включая Nord и South Stream, а также Nabucco. И с этой точки зрения они не конкуренты, а дополнение ко всем уже имеющимся проектам. Значит, настанет час и для строительства второй очереди газопровода «Ямал-Европа». Если к тому времени в России не иссякнет природный газ…

https://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

17.04.2024Продукция предприятия – отливки по чертежам заказчика
«ГОМЕЛЬСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД «ЦЕНТРОЛИТ» – крупнейшее предприятие Беларуси, специализирующееся на производстве литых изделий из серого и высокопрочного чугуна

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация