Новости

Президент гарантировал вклады физлиц

На прошлой неделе белорусский президент подписал декрет о предоставлении с 1 января 2009г. полной гарантии государства на возврат банковских вкладов физлиц вне зависимости от видов валют, сроков и формы собственности банков. Теперь остался сущий пустяк - подкрепить декларацию деньгами.

Сергей ЖБАНОВ

Для понимания смысла счастья, свалившегося на голову населения, хранящего деньги в белорусских банках, следует совершить небольшой экскурс в минувшее лето. В июне 2008г. Нацбанк, мотивируя желанием разделить риски между белорусскими банками и их вкладчиками из числа физлиц, объявил о намерении реформировать действующую систему страхования вкладов населения.

Суть реформы была проста: Нацбанк решил отказаться от советской системы, предоставлявшей полные гарантии вкладчикам госбанков, и предложил уравнять все банки в правах, ограничив размер страховой выплаты суммой в 2 тыс. евро в эквиваленте. Это предложение с небольшими коррективами (депутаты ПП НС подняли предельный размер страховки до 5 тыс. евро) одобрили все инстанции вплоть до президента. И никаких серьезных возражений на этот счет зафиксировано не было.

Нацбанк проталкивал идею, ссылаясь на международный опыт, а депутаты красиво рассуждали о «лимите ответственности» каждого банка, будь он государственный, частный или иностранный. Такова, мол, мировая практика, и белорусскому вкладчику теперь тоже не стоит забывать о том, что он «самостоятельно несет риск сохранности своих средств на сумму, превышающую законодательно установленный уровень». В общем, решили приучить вкладчика к рынку, не задумываясь о том, что именно он станет самой надежной ресурсной опорой национальной банковской системы в условиях кризиса, до прихода которого в Беларусь оставалось всего три месяца.

Стоит заметить, что буквально накануне кризиса международное рейтинговое агентство Standard&Poor's распространило пресс-релиз с оценкой банковской системы Беларуси по методологии оценки банковских и страновых рисков (BICRA). Согласно оценке агентства, Беларусь вместе с Нигерией, Коста-Рикой, Гватемалой, Ливией и Вьетнамом попала в предпоследнюю, 9-ю группу, риска.

Справка «БелГазеты». Используя градацию BICRA, Standard&Poor's делит банковские системы на десять групп - с т.з. их подверженности страновым и отраслевым рискам, причем самые сильные входят в первую группу, а самые слабые - в десятую.

Но, как только кризис грянул и у банков стали возникать первые проблемы с валютной ликвидностью, власть вдруг вспомнила и о проигнорированном интересе богатых белорусских вкладчиков, и даже решив увлечь иностранных частных инвесторов идеей депозитов, размещаемых без всяких деклараций в белорусских банках. Все прошло по армейскому сценарию: погоди выполнять. Власти вдруг резко передумали, разглядев совсем иной международный опыт, и решили: 1 января 2009г. нужно ввести не усеченную реформированную систему гарантий, а полную (чуть было не отмененную) страховку государства на возврат банковских вкладов физлиц.

В своем смелом решении государство пошло еще дальше, решив распространить полные гарантии на все виды валют, невзирая на сроки вкладов и формы собственности банков. Надо полагать, если деньги потенциальных вкладчиков-миллионеров и не были до сих пор задействованы в белорусской экономике, то только по причине отсутствия полных госгарантий по вкладам, вступающих юридически в силу даже не 1 января 2009г., а после официального опубликования подписанного 4 ноября президентом декрета N22.

Одна беда: пока полные гарантии подкреплены не очень полно. Первоначальный капитал Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов физлиц, которое и станет их страховать, составит Br200 млрд. (чуть менее $100 млн. в эквиваленте), о чем сообщил председатель правления Нацбанка Петр Прокопович. Вместе с гарантийным фондом Нацбанка в Br75 млрд. обеспеченная деньгами сумма полных гарантий в эквиваленте составляет около $130 млн. С другой стороны, банки уже имеют Br13,4 трлн. привлеченных средств населения (на 1 октября 2008г.), или на $6,2 млрд. в эквиваленте. В ближайшие два года по распоряжению главы белорусского государства капитал Агентства будет доведен до Br700 млрд. (чуть более $300 млн. в эквиваленте). Так что о полноте предоставленных государством гарантий каждый может судить сам.

Впрочем, перед тем как предложить реформу банковских гарантий и ограничить их суммой в 5 тыс. евро, начальник главного управления банковского надзора Нацбанка Сергей Дубков, комментируя подготовленный главным банком страны анализ финансовой стабильности в Беларуси по итогам 2007г., сообщил массу интересных подробностей. «При возникновении кризисной ситуации, повлекшей за собой изъятие физическими и юрлицами 20% средств, размещенных в банках, банковский сектор столкнется с серьезными трудностями», - сказал тогда Дубков. Таким образом, даже если население в кризисной ситуации изымет только пятую часть всех своих средств из банков, то Агентству для обеспечения заявленных полных гарантий уже сегодня потребуется Br2,68 трлн. (или $1,2 млрд. в эквиваленте). Но таких средств агентству не обещают даже через два года.

И наконец о том, где находится самое узкое место белорусской банковской системы. Казалось бы, это те самые банки, которые теперь обязаны к 1 января 2010г. повысить размер собственного капитала с 10 млн. евро до 25 млн. евро. Но нет! На этот счет Дубков выразился предельно ясно: «Иностранные и частные банки располагают достаточным объемом ликвидности, чтобы расплатиться по своим обязательствам перед клиентами по их первому требованию». Зато недостаток ликвидных активов вполне может возникнуть у госбанков, в которых сосредоточено Br12,2 трлн. средств населения (91% всех депозитов физлиц).

«Кредитование в рамках госпрограмм для отраслей, регионов и предприятий выполняет роль внерыночного средства конкурентной борьбы, что ведет к концентрации в банках кредитных рисков по заемщикам с низким уровнем эффективности хозяйственной деятельности. Повышается зависимость ликвидности госбанков от бюджетного планирования и централизованных ресурсов», - сообщил тогда Дубков. И сделал вывод: «Ухудшение ликвидности банковского сектора обусловлено недостатком ликвидных активов у госбанков», что может быть чревато снижением показателей ликвидности ниже нормативных значений.

А в завершение своего комментария агентству «Интерфакс-Запад» на тему госгарантий по вкладам начальник главного управления банковского надзора высказался предельно ясно: «Госгарантии должны предоставляться банкам, которые обладают значительным запасом прочности, имеют международное признание и высокую деловую репутацию».




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

27.04.2024«Ратон» является многопрофильным предприятием, оснащённым современным оборудованием
Предприятие Ратон ОАО расширило ассортимент продукции и переориентировалось на новые рынки сбыта ближнего и дальнего зарубежья

24.04.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе

23.04.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

22.04.2024«Адгезия» ООО является лидером по поставке профессиональной клеевой продукции
ООО «Адгезия» является лидером по поставке профессиональной клеевой продукции

22.04.2024Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО   является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.


13 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация