В рейтинге Всемирного банка Беларусь поднялась со 115-го на 85-е место и вошла в десятку стран-реформаторов.
Выхода ежегодного отчета Doing Business-2009, который ранжирует страны по условиям бизнеса, в Беларуси ждали с нетерпением. В конце прошлого года председателем Нацбанка Петром Прокоповичем впервые была озвучена идея о вхождении в ближайшие годы в данном рейтинге в 25 стран с наиболее благоприятными условиями бизнеса. Впрочем, затем уже устами президента во время его обращения к Национальному собранию и народу задача была скорректирована до 30-го места.
На текущий год ставилась задача подняться до 60-й строчки в рейтинге со 115-й, которую мы заняли в прошлом году. Представители Нацбанка утверждали, что такой скачок возможен, так как аналогичные примеры с другими странами в рейтинге уже были, однако для этого надо было интенсивно изменить некоторые аспекты законодательства, связанные с теми параметрами, по которым рассчитывается рейтинг.
В начале года власть предприняла, как казалось, массированную законодательную атаку. И хотя уже тогда многие представители частного бизнеса отмечали, что изменения носят скорее косметический характер и реально деловую среду не улучшают, представители Международной финансовой корпорации, участвующей в составлении рейтинга, намекали, что шаги белорусской власти могут быть оценены по достоинству.
"Государства Восточной Европы и Центральной Азии сохраняют мировое лидерство в области сокращения нормативно-правовой нагрузки на бизнес и в реализации своих планов проведения реформ", — заявила соавтор отчета после его выхода Светлана Багаудинова. "Многие государства, которые достигли успехов в этом году, обращались к предыдущим лидерам за идеями о реформировании законодательства. Очевидно, что в Беларуси реформа регулирования предпринимательской деятельности определена в качестве одного из приоритетов, и мы в настоящий момент оцениваем первые результаты этой работы", — добавила она.
Вместе с тем в отчете по поводу нашей страны отмечается, что Беларусь стала одним из ведущих реформаторов в категории "регистрация собственности".
Целый 81 пункт, и именно этот показатель во многом обеспечил нам такое интенсивное движение вверх по шкале общего рейтинга.
Среди проведенных реформ также отмечены: упрощение возможности получения информации о кредитах благодаря устранению требования о представлении отчетности о минимальной сумме займа — по этой позиции мы поднялись на 17 пунктов, но остаемся на довольно низком уровне в мире — на 109-м месте. За упрощение регистрации бизнеса мы получили плюс 24 балла (пока держим 97-е место по этому показателю), благодаря, как сказано в отчете, учреждению единого регистра, а также сокращению в 2 раза минимального размера уставного капитала.
За упрощение получения разрешений на строительство удалось "вырвать" 28 баллов — и тут мы уже на 65-м месте в мире. Вывело нас на эту позицию введение официальных предельных сроков для получения предварительных одобрений, что в среднем уменьшило временные затраты на 140 дней.
"Осуществление международной торговли" за счет простого введения нового Таможенного кодекса улучшилось на 8 пунктов, но в данной номинации мы по-прежнему плетемся в хвосте — занимаем 134-е место. По одному баллу также добавили нам показатели по обеспечению заключения контрактов и ликвидации предприятий.
Беларусь также сократила налоговую нагрузку, отменив некоторые сборы и упростив систему налогообложения для малого бизнеса, отмечено в отчете. И вот тут уже впору удивляться. Ведь оказывается, по этой позиции мы ничуть не продвинулись и занимаем "почетное" последнее место в мире. Уже в прошлом году, получив "неуд" за налоговую систему, белорусские чиновники пытались доказать экспертам ВБ и МФК, что что-то не так с их рейтингом. Можно представить их разочарование в этом году, когда данная позиция оказалась "замороженной", несмотря на отмену нескольких платежей и даже некоторое снижение нагрузки.
Интересно, что составляющие общего показателя по налогообложению все же изменились. Например, количество платежей по сравнению с прошлым годом снизилось со 124 до 112, но почему-то это не привело к уменьшению количества затраченных часов на подготовку налоговых отчетов: как и в прошлом году, этот показатель составляет немыслимую величину — 1.188. И, несмотря на снижение налоговой ставки (это такой специфический показатель, рассчитываемый по специальной методике) со 144,4 до 117,5%, мы даже никого не смогли потеснить в мировом рейтинге. На самом деле этот факт во многом демонстрирует, насколько рейтинг реально отражает ситуацию с условиями ведения бизнеса. Дело в том, что, казалось бы, такие понятные на первый взгляд позиции, как защита инвесторов, налогообложение, регистрация, кредитование и проч., в терминах рейтинга приобретают совсем иной смысл. Для сравнения различных стран используются определенные модели, то есть оценивается, как определенной компании с определенным количеством работников, учредителей и проч. удастся провести ту или иную процедуру, сколько на это понадобится денег и времени. При этом анализируется, по сути, лишь законодательство, а не реальный бизнес.
Беглый анализ методики показывает, что многие модели просто далеки от наших реалий. Компаний со стандартными условиями, предлагаемыми в методике рейтинга, у нас немного — отсюда и такое влияние изменения законодательства на шкалу рейтинга. То есть можно изменить что-то в законодательстве, что серьезно повлияет лишь на незначительную часть компаний, а в рейтинге — огромный рост. А вот налогообложение касается всех без исключения, модельные они или нет, поэтому и изменить его непросто в сторону радикального улучшения и в модель оно плохо укладывается.
Так или иначе, но в будущем году у нас есть шанс все же вырваться по позиции "Налогообложение" хоть на пару строчек вверх — правительством уже заявлено, что мы снизим уровень налогообложения на фонд заработной платы и изменим шкалу подоходного налога, а к этим налогам рейтинг довольно чувствителен. А вот по остальным позициям добиться такого же успеха, как в этом году, будет сложно. Потому что мы ведь уже улучшили практически все, что могли, так что можем в рейтинге и опуститься, — нас просто оттеснят другие страны-реформаторы.
Впрочем, не стоит относиться слишком серьезно к рейтингам. Что-то они, конечно, показывают и позволяют сравнивать, но "делать бизнес" в каждой стране приходится в реальной, а не в модельной среде и в реальном правовом поле. И постановления вроде № 179 могут в разы ухудшить условия бизнеса, а рейтинг при этом опустится, возможно, лишь на пару-тройку позиций, которые, ухудшая в разы условия бизнеса, если и опустят нас в рейтинге в следующем году, то, возможно, лишь на те-же пару-тройку позиций.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
05.04.2024Группа компаний «ПОЛЫМЯ»
Группа компаний «ПОЛЫМЯ» – это производственный кластер , который решает все потребности аграриев.
04.04.2024Косилку АС-1 Амкодор купить недорого
Амкодор-Можа ООО косилку АС-1 купить
01.04.2024Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"
Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"
31.03.2024Безопасность пищевой продукции Могилевский ЦСМС РУП
Могилевский ЦСМС РУП безопасность пищевой продукции
30.03.2024Наши квалифицированные специалисты помогут Вам подготовить заявку на сертификацию разработанной системы менеджмента
Могилевский ЦСМС оказывает помощь в разработке систем менеджмента СТБ ISO 9001-2015