В рейтинге Всемирного банка Беларусь поднялась со 115-го на 85-е место и вошла в десятку стран-реформаторов.
Выхода ежегодного отчета Doing Business-2009, который ранжирует страны по условиям бизнеса, в Беларуси ждали с нетерпением. В конце прошлого года председателем Нацбанка Петром Прокоповичем впервые была озвучена идея о вхождении в ближайшие годы в данном рейтинге в 25 стран с наиболее благоприятными условиями бизнеса. Впрочем, затем уже устами президента во время его обращения к Национальному собранию и народу задача была скорректирована до 30-го места.
На текущий год ставилась задача подняться до 60-й строчки в рейтинге со 115-й, которую мы заняли в прошлом году. Представители Нацбанка утверждали, что такой скачок возможен, так как аналогичные примеры с другими странами в рейтинге уже были, однако для этого надо было интенсивно изменить некоторые аспекты законодательства, связанные с теми параметрами, по которым рассчитывается рейтинг.
В начале года власть предприняла, как казалось, массированную законодательную атаку. И хотя уже тогда многие представители частного бизнеса отмечали, что изменения носят скорее косметический характер и реально деловую среду не улучшают, представители Международной финансовой корпорации, участвующей в составлении рейтинга, намекали, что шаги белорусской власти могут быть оценены по достоинству.
"Государства Восточной Европы и Центральной Азии сохраняют мировое лидерство в области сокращения нормативно-правовой нагрузки на бизнес и в реализации своих планов проведения реформ", — заявила соавтор отчета после его выхода Светлана Багаудинова. "Многие государства, которые достигли успехов в этом году, обращались к предыдущим лидерам за идеями о реформировании законодательства. Очевидно, что в Беларуси реформа регулирования предпринимательской деятельности определена в качестве одного из приоритетов, и мы в настоящий момент оцениваем первые результаты этой работы", — добавила она.
Вместе с тем в отчете по поводу нашей страны отмечается, что Беларусь стала одним из ведущих реформаторов в категории "регистрация собственности".
Целый 81 пункт, и именно этот показатель во многом обеспечил нам такое интенсивное движение вверх по шкале общего рейтинга.
Среди проведенных реформ также отмечены: упрощение возможности получения информации о кредитах благодаря устранению требования о представлении отчетности о минимальной сумме займа — по этой позиции мы поднялись на 17 пунктов, но остаемся на довольно низком уровне в мире — на 109-м месте. За упрощение регистрации бизнеса мы получили плюс 24 балла (пока держим 97-е место по этому показателю), благодаря, как сказано в отчете, учреждению единого регистра, а также сокращению в 2 раза минимального размера уставного капитала.
За упрощение получения разрешений на строительство удалось "вырвать" 28 баллов — и тут мы уже на 65-м месте в мире. Вывело нас на эту позицию введение официальных предельных сроков для получения предварительных одобрений, что в среднем уменьшило временные затраты на 140 дней.
"Осуществление международной торговли" за счет простого введения нового Таможенного кодекса улучшилось на 8 пунктов, но в данной номинации мы по-прежнему плетемся в хвосте — занимаем 134-е место. По одному баллу также добавили нам показатели по обеспечению заключения контрактов и ликвидации предприятий.
Беларусь также сократила налоговую нагрузку, отменив некоторые сборы и упростив систему налогообложения для малого бизнеса, отмечено в отчете. И вот тут уже впору удивляться. Ведь оказывается, по этой позиции мы ничуть не продвинулись и занимаем "почетное" последнее место в мире. Уже в прошлом году, получив "неуд" за налоговую систему, белорусские чиновники пытались доказать экспертам ВБ и МФК, что что-то не так с их рейтингом. Можно представить их разочарование в этом году, когда данная позиция оказалась "замороженной", несмотря на отмену нескольких платежей и даже некоторое снижение нагрузки.
Интересно, что составляющие общего показателя по налогообложению все же изменились. Например, количество платежей по сравнению с прошлым годом снизилось со 124 до 112, но почему-то это не привело к уменьшению количества затраченных часов на подготовку налоговых отчетов: как и в прошлом году, этот показатель составляет немыслимую величину — 1.188. И, несмотря на снижение налоговой ставки (это такой специфический показатель, рассчитываемый по специальной методике) со 144,4 до 117,5%, мы даже никого не смогли потеснить в мировом рейтинге. На самом деле этот факт во многом демонстрирует, насколько рейтинг реально отражает ситуацию с условиями ведения бизнеса. Дело в том, что, казалось бы, такие понятные на первый взгляд позиции, как защита инвесторов, налогообложение, регистрация, кредитование и проч., в терминах рейтинга приобретают совсем иной смысл. Для сравнения различных стран используются определенные модели, то есть оценивается, как определенной компании с определенным количеством работников, учредителей и проч. удастся провести ту или иную процедуру, сколько на это понадобится денег и времени. При этом анализируется, по сути, лишь законодательство, а не реальный бизнес.
Беглый анализ методики показывает, что многие модели просто далеки от наших реалий. Компаний со стандартными условиями, предлагаемыми в методике рейтинга, у нас немного — отсюда и такое влияние изменения законодательства на шкалу рейтинга. То есть можно изменить что-то в законодательстве, что серьезно повлияет лишь на незначительную часть компаний, а в рейтинге — огромный рост. А вот налогообложение касается всех без исключения, модельные они или нет, поэтому и изменить его непросто в сторону радикального улучшения и в модель оно плохо укладывается.
Так или иначе, но в будущем году у нас есть шанс все же вырваться по позиции "Налогообложение" хоть на пару строчек вверх — правительством уже заявлено, что мы снизим уровень налогообложения на фонд заработной платы и изменим шкалу подоходного налога, а к этим налогам рейтинг довольно чувствителен. А вот по остальным позициям добиться такого же успеха, как в этом году, будет сложно. Потому что мы ведь уже улучшили практически все, что могли, так что можем в рейтинге и опуститься, — нас просто оттеснят другие страны-реформаторы.
Впрочем, не стоит относиться слишком серьезно к рейтингам. Что-то они, конечно, показывают и позволяют сравнивать, но "делать бизнес" в каждой стране приходится в реальной, а не в модельной среде и в реальном правовом поле. И постановления вроде № 179 могут в разы ухудшить условия бизнеса, а рейтинг при этом опустится, возможно, лишь на пару-тройку позиций, которые, ухудшая в разы условия бизнеса, если и опустят нас в рейтинге в следующем году, то, возможно, лишь на те-же пару-тройку позиций.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
19.03.2024Чай зеленый байховый TAKAMORI от производителя Калина ООО
Новая коллекция:Чай зеленый байховый TAKAMORI
19.03.2024Катализатор автомобильный сдать
Скупка у населения автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов.
18.03.2024Магоста-Групп -наша продукция сертифицирована в ЕЭС!
Магоста-Групп - первый поставщик оборудования и компонентов для систем вентиляции, отопления, кондиционирования
17.03.2024Филиал ПУ «Витебскторф» является лидером в республике по производству и продажам торфяных питательных грунтов торговой марки «Двина»
Питательный грунт «Двина» – гарантия высокого урожая!
17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.