Новости

Кризис перехода или переход в кризис?

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) презентовал в Беларуси ежегодный доклад о состоянии системных трансформаций в 29 переходных странах Европы и Центральной Азии. Доклад ставит вопрос «перехода от плана к рынку в кризисе». Действительно, во многих странах наблюдается отказ от рынка в пользу интервенционистских практик. Государства становится больше, а рынка и частной собственности - меньше. В Беларуси кризиса перехода от плана к рынку нет, потому что сам переход только-только начинается.

ЕБРР вслед за МВФ довольно позитивно оценивает первые робкие шаги либерализации в Беларуси. Страна получила повышение индекса по ценовой либерализации (до 3 пунктов по шкале от «1» до «4+»). Улучшен показатель глубины реформы банковского сектора и либерализации процентных ставок (до уровня «2+»). Беларусь вновь среди лидеров по активности трансформационных процессов. Правда, ни по одному из восьми факторов не имеет даже «4», т.е. доведение реформ до уровня современной рыночной экономики. Трансформацию инфраструктурных секторов ЕБРР вообще оценил в «единицу». Реформы железной дороги, энергетики, водоснабжения, дорожной инфраструктуры и телекоммуникации у нас практически не начинались.

 
Не до рыночных стандартов
 

По всем индикаторам трансформации Беларусь заметно отстает от стран Центральной и Восточной Европы. В нашей стране существенно выше размер бюджетных субсидий предприятиям, т.е. прямая финансовая интервенция - ее объем составляет около 21% ВВП (в Польше - на уровне 3% ВВП, в Хорватии - менее 2,5% ВВП, Эстонии - 2,6% ВВП, Словении - 3,6% ВВП, на Украине - 2,9% ВВП, России - 5,4%). С учетом того, что доля частного сектора в формировании ВВП Беларуси - одна из самых малых среди 29 переходных стран, можно уверенно сказать, что белорусская экономика представляет слегка припудренный рыночной косметикой советский Госплан.

Еще один показатель, сильно отличающий нашу страну от лидеров системных трансформаций - 30-процентная доля регулируемых цен в Индексе потребительских цен (ИПЦ), которая указывает на вмешательство правительства в процесс ценообразования. Когда почти каждая третья цена в корзине товаров и услуг, по которым считается инфляция, регулируется правительством, нет сомнений, что расчет идет так, чтобы не отходить от заданного параметра. В такой ситуации методологические манипуляции легко могут обеспечить корректировку ИПЦ и реального ВВП до уровня, не пугающего вкладчиков банков и предохраняющего министров от увольнения (в рыночных и переходных странах доля регулируемых государством цен гораздо меньше: 13,1% в Словении, 1% в Польше, 5,8% в Сербии, 12,6% в Литве, 18,6% в Болгарии и 21% в Румынии; для правительств этих стран никто не навязывает политически корректный уровень инфляции).

Несмотря на жесткое административное регулирование цен, инфляция в Беларуси - одна из самых высоких в Европе. Ситуацию усугубляет широкое распространение практик перекрестного субсидирования. Государство в ручном режиме устанавливает более 10 разных цен для потребителей разных товаров и услуг. Такая практика сильно искажает рынок и посылает ложные информационные сигналы инвесторам и производителям.

Большой проблемой для Беларуси остается ценовая политика в отношении энергетических товаров, в частности электрической энергии. Для населения ее цена устанавливается на уровне гораздо ниже рыночного. В ситуации бюджетного кризиса дотировать домашние хозяйства очень сложно, а повышать тарифы для коммерческого сектора тоже больше нельзя - они в Беларуси и так выше, чем в Польше и других странах ЕС. Поэтому болезненный этап системных трансформаций, связанный с переходом на рыночные цены на газ, воду, электроэнергию и другие ЖКУ, у нас еще впереди. Тарифы на электроэнергию для населения в 2008г. в республике составляли 6,1 американских цента за 1 кВт/ч. В Польше этот тариф составляет 20 центов, в Словении - 18,4, Венгрии - 22,5, Болгарии и Молдове - 10,9. Так что в условиях сокращения российского энергетического гранта белорусское правительство будет вынуждено поднимать цены на ЖКУ и электроэнергию.

 
ЕБРР зовёт
 

Не прошло и полгода с момента прогноза динамики ВВП для Беларуси на 2010г., как ЕБРР решил повысить его до 3% ВВП. Вслед за МВФ и Всемирным банком ЕБРР полагает, что рецессия в Беларуси завершилась - в нынешнем году белорусское правительство сможет получить внешние кредиты (МВФ, Китай, Всемирный банк, ЕС), активизировать кредитные линии через российский Сбербанк, получить доходы от приватизации и увеличить объем продаж на российский рынок. Кроме того, экономическому росту должна помочь активная инвестиционная политика правительства.

Это весьма оптимистичный набор допущений. ЕБРР хочет быть одним из самых активных участников процесса приватизации и не прочь формировать правила рыночной игры и делиться знаниями, опытом и деньгами, но предупреждает, что «важнейшее значение для сохранения макроэкономической стабильности в условиях продолжающегося финансового экономического кризиса и, в частности, низкого внешнего спроса будет иметь дальнейшая твердая приверженность к проведению разумной денежной налоговой политики, включая сокращение объемов директивного кредитования».

Среди основных вызовов белорусским властям ЕБРР видит ценовую либерализацию, приватизацию, дерегулирование, улучшение качества налоговой системы и ликвидацию практики доведения до предприятий всех форм собственности обязательных для исполнения показателей производства.

На повестке дня строит не решаемый пока вопрос модернизации промышленности. Без создания надежных правовых гарантий частной собственности, либерализации условий входа на рынок иностранных инвесторов добиться выполнение этих задач будет очень сложно. В отличие от МВФ и Всемирного банка, ЕБРР по своему уставу декларирует приверженность принципам демократии и соблюдения прав человека. Новая стратегия банка, готовность активно включиться в трансформационные процессы внутри страны говорят о том, что прагматизм и экономический расчет выходят на первые позиции и для этой международной организации.

 
Движение Беларуси к рынку на фоне соседей
Показатель
Беларусь
Литва
Польша
 
2003
07
08
09
2003
07
08
09
2003
07
08
09
Доходы от приватизации, (кумулятивно), % ВВП
2,9
5,5
6,3
-
12,7
16,6
16,6
-
12,4
14,2
-
-
Бюджетные субсидии и текущие трансферты, % ВВП
18,6
20,9
20,9
-
0,9
1,9
2
 
1,5
3,1
3
-
Индекс малой приватизации ЕБРР
2,3
2,3
2,3
2,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
Индекс большой приватизации
1
1
1,7
1,7
3,7
4
4
4
3,3
3,3
3,3
3,3
Индекс реформы предприятий
1
1,7
1,7
1,7
3
3
3
3
3,3
3,7
3,7
3,7
Доля регулируемых цен в ИПЦ, %
21
30
30
-
19,6
13,5
12,6
-
1
1
1
-
Доля торговли к ВВП, %
120,1
116,5
119,7
-
91,4
102,7
112,9
-
58,9
72,4
72
-
Индекс ценовой либерализации
2,7
2,7
2,7
3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
Индекс либерализации валютного рынка и торговли
2,3
2,3
2,3
2,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
4,3
Индекс политики по обеспечению конкуренции
2
2
2
2
3
3,3
3,3
3,3
3
3,3
3,3
3,3
Внутренний кредит частному сектору, % ВВП
11,7
24,8
28,8
-
22,8
60
-
-
32,7
44,6
55
-
Внутренний кредит домашним хозяйствам, % ВВП
2,8
8,2
9,8
-
4,2
24,4
25,7
-
10,3
20
27
-
Индекс реформы банковского сектора
1,7
2
2
2,3
3,3
3,7
3,7
-
3,3
3,7
3,7
3,7

Тарифы на электроэнергию для населения, центов за Кв/час

3,1
5
6,1
-
9,4
10,9
10,5
-
7,7
12,3
20
-
Баланс консол. бюджета, % ВВП
-1,7
0,4
1,4
0
-1,3
-1
-3,2
-9,0
-6,3
-1,9
-3,9
-6
Общие госрасходы, % ВВП
47,7
49
49,5
-
33,2
34,8
37,4
-
44,6
42,1
43,1
-
ВВП на душу населения, $
1810
4673
6234
-
5394
11590
14035
-
5677
11152
13855
-
Текущий счет к ВВП, %
-2,4
-6,7
-8,4
-12,1
-6,9
-14,5
-12,3
1,2
-2,5
-4,8
-4,4
-1,8
Внешний долг/ВВП, %
23,4
28,1
24,6
-
44,8
76,9
68,9
-
49,5
54,8
46,2
 
Чистые ПИИ, $
170,3
1770
2143
1326
142
1409
1490
980
4284
17987
11747
4134

Источник: EBRD Transition Report «Transition in crisis?», 2009г.

 
Ярослав РОМАНЧУК
 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом