Новости

Братское нефтяное пятно «на взаимоприемлемых условиях»

«Развязка переговоров близка, и мы надеемся на скорое разрешение этой проблемы на взаимоприемлемых условиях, - обнадежил агентство «Интерфакс-Запад» некий очень близкий к российско-белорусским нефтяным переговорам российский источник. - Вопрос достаточно подготовлен». И нам ничего не остается, как, набравшись терпения, ждать, скрашивая томительные минуты ожидания гаданием на предмет существа «взаимоприемлемых условий», в равной мере удовлетворяющих обе стороны.
Занятие это несложное, поскольку все новые и новые факты, передаваемые информагентствами, дают достаточно оснований, чтобы предсказать полную победу российского углеводородного оружия. И только из дипломатических соображений условия, на которых стороны все же придут к согласию, можно будет назвать «взаимоприемлемыми». Ибо по своему экономическому содержанию таковыми они быть не могут.
Фактически Россия с самого начала переговоров предложила Беларуси компромиссный - щадящий - вариант поставок 6,3 млн. т беспошлинной нефти, но белорусское руководство только делало вид, что корректирует переговорную позицию, а на самом деле твердо придерживалось прежних условий (вся нефть покупается по ценам ниже мировых благодаря частичной оплате экспортной пошлины), поскольку именно такие условия гарантировали будущее процветание национальной экономике, добывающей треть валютной выручки посредством внешней торговли нефтепродуктами. В этом наша сила, а отнюдь не в транзитных возможностях страны.
Тем не менее в ходе переговоров белорусское руководство опять решило прибегнуть к угрозе роста транзитных ставок. Однако некогда убойный аргумент не произвел должного впечатления на российских партнеров. «Транснефть», вовремя вспомнив о том, что нефть может быть доставлена потребителям не только по трубам нефтепроводов, своевременно внесла коррективы в логистику. В Гданьск пошли танкеры с нефтью. Одновременно были резко сокращены поставки сырья на нефтеперерабатывающие заводы Беларуси, что привело к уменьшению объемов переработки нефти на 40%.
С 1 января для белорусских заводов нефть стала подлинным «черным золотом», поскольку сырье поставляется в республику с учетом 100-процентной экспортной пошлины. Этой практики Москва намерена придерживаться до тех пор, пока не будет заключено соглашение о поставках нефти, а также в случае 10-кратного повышения Минском транзитного тарифа - до $45 за 1 т на 100 км. Заявленный тариф не имеет вразумительного экономического обоснования, что и дает основания российской стороне настаивать на его индексации в зависимости от динамики мировых цен на нефть.
Реакция концерна «Белнефтехим» на сокращение объема поставок нефти оказалась легко предсказуемой. Концерн несет убытки при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке, которые не покрываются резко сократившимся объемом прибыли от их экспорта. Тем не менее пресс-секретарь концерна Марина Костюченко опровергла информацию о грядущем с 21 января росте цен на 10%: «Если повышение и будет, то оно будет позже и не в таком значительном объеме».

Cправка «БелГазеты». Действительно, повышение цен на бензин состоялось несколько позже и в меньших масштабах. С 23 января розничные цены на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, увеличились в среднем на 2%. Теперь на АЗС с вас попросят за 1 л бензина Нормаль-80 - Br1940 (+2,1%), АИ-92 - Br2520 (2%), АИ-95 - Br2840 (2,2%); за 1 л дизельного топлива - Br2270 (2,3%); биодизельного - Br1950 (2,1%).

Однако любому человеку, знакомому с элементарными правилами экономики, ясно, что заводы, конечно, могут месяц-другой работать с большими убытками, если аттракцион «бензин ниже себестоимости» санкционирован и финансируется государством. Но пока рекламных объявлений на этот счет не замечено, а ход белорусско-российских переговоров не внушает оптимизма. Значит, концерну придется расстроить автомобилистов известием (и не одним) о повышении цен на моторное топливо. В конце года подведем итоги работы белорусского нефтеперерабатывающего года и поделимся впечатлениями от цен на автотопливо. А пока есть вполне обоснованные подозрения насчет того, что в течение года белорусские цены на моторное топливо продемонстрируют необыкновенную прыть.
Государство, безусловно, может помешать этому грабежу, если не будет слишком умничать, торгуясь с российскими олигархами при продаже комплекса «Нафтан-Полимир». Если же продажа нефтеперерабатывающих кормильцев белорусской экономики «на дурняка» не пройдет, то за экспортный простой заводов придется заплатить белорусским автомобилистам. Отечественная приграничная туриндустрия также понесет убытки, поскольку исчезнет очень важный повод для посещения республики польскими и литовскими друзьями и их родственниками.
Впрочем, все это сущие пустяки по сравнению с тем, что нефтепереработка - ключевая белорусская индустрия, выручившая всю национальную экономику в 2009г. кризисном году (прирост производства по сравнению с 2008г. - 11,3%), теперь не может помочь стране в деле ускорения темпов экономического развития и вынуждена сама взывать к государству о помощи. В этой связи старт последнего года пятилетки удачным не назовешь. Вместо экономического рывка - одни разговоры.
Хватит уже изобретать для восточного соседа новые угрозы. Белорусским переговорщикам следует проявить покладистость и изобретательность, чтобы ускорить достижение судьбоносного консенсуса. Чем быстрее стороны договорятся, тем больше шансов у национальной экономики наверстать упущенное. Иначе их и обвинят потом в срыве планов всей пятилетки. Раз уж не удалось испугать российских партнеров повышением транзитных тарифов, то их надо заинтересовать.
Например, предложить конкретную программу участия в приватизации белорусских нефтепроводов в обмен на сохранение прежних льгот при поставках российской нефти. Пожалуй, Москва именно этого и добивается, желая повысить степень контроля над транзитом углеводородов. Предложение такого рода следует сделать российскому правительству не позднее т.г., чтобы белорусский актив не обесценился к концу 2011г. - началу 2012г., когда вступит в строй альтернативный нефтепровод БТС-2, а «Дружба» встанет колом и нефть пойдет в обход Беларуси. Судьбоносный выбор идет на смену консенсусу.

Фёдор ЖАХОВ

Источник : http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

13.01.2017ОАО "Житковичский ТБЗ" поставляет торф с/х предприятиям, а также на котельные и мини-ТЭЦ.
ОАО "Житковичский ТБЗ" поставляет торф с/х предприятиям, а также на котельные и мини-ТЭЦ.

13.01.2017БАТЭПЛЕКС - выход на новые рубежи
Запуск нового производства теплоизоляционных плит из экструдированного пенополистирола - БАТЭПЛЕКС

26.12.2016В Беларуси запустили первый мобильный эквайринг с поддержкой всех видов банковских карт, включая бесконтактные
В Беларуси запустили первый мобильный эквайринг с поддержкой всех видов банковских карт, включая бесконтактные

22.12.2016Совместный проект IBA Group и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» получил Бронзовую награду конкурса SAP Quality Awards 2016 в регионе СНГ в категории «Быстрый результат»

Совместный проект IBA Group и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» по созданию и внедрению Системы электронного документооборота в части управления документацией ТОРО — Бронзовый призер конкурса SAP Quality Awards 2016 в регионе СНГ в категории «Быстрый результат»

21.12.2016Оптовая продажа картофеля.

 Реализуем картофель оптом


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2017
January
ПонВтСрЧетПятСубВоск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2017 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом