Новости

Продажей ниже себестоимости рынок не завоюешь


Правительство постановлением от 12.01.2010 № 23 продлило срок действия постановлений Совмина от 1.12.2008 № 1834 и от 9.12.2008 № 1903 на год — до 1 января 2011 г. Напомним, этими документами были утверждены положения о порядке реализации за пределы Беларуси продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры мирового рынка, а также о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка внутри страны. В частности, допускалась реализация продукции даже ниже себестоимости.
Правда, если из-за этого рентабельность в целом по предприятию могла уйти в «минус», производителю следовало заручиться согласием вышестоящего органа госуправления, представив ему перечень продукции и экономическое обоснование целесообразности ее реализации. Рыночные цены следовало обосновать информацией о своем финансовом положении, конъюнктуре рынка, рентабельности реализованной продукции с начала текущего года, представить оценку этой продукции и сравнительный анализ цен на аналоги с приложением прайс-листов и других источников, указать мероприятия по снижению затрат. Пока эти документы составлялись и рассматривались, конъюнктура рынка не раз могла измениться. Но отказаться полностью от регулирования «в ручном режиме» маркетинговой политики предприятий государство по-прежнему не в силах.
С другой стороны, принятие постановления № 23 лишний раз подтверждает сомнения в реальности надежд на быстрый рост мировой экономики и оживление спроса как за рубежом, так и внутри страны. Согласно прогнозам Еврокомиссии рост экономики в ЕС в 2010 г. составит лишь 0,7%, в частности, у наших основных торговых партеров на западе — в Германии, Нидерландах, Польше — 0,34, 0,67 и 2,2% соответственно. В странах Балтии спад ВВП в текущем году может продолжиться до 4%. В Казахстане, России и Украине ожидается рост ВВП лишь на 2–4%. При этом большинство стран мира ожидает массовая безработица и не исключены рецидивы финансовых проблем. Лучше могут обстоять дела у Бразилии, Индии и Китая, где рост ВВП должен достичь 8–9%, но доля этих стран в нашем экспорте незначительна. По прогнозам МВФ, в Венесуэле в 2010 г. ВВП упадет еще на 0,4%. К тому же двукратная девальвация боливара в начале текущего года ставит под вопрос наши экспортные надежды, связанные с Венесуэлой.
Таким образом, основные торговые партнеры Беларуси еще долго будут выходить из-под влияния мирового кризиса, а уровень предыдущих лет надеются восстановить не ранее 2011–2012 гг. Это существенно затрудняет для нас возможность быстрого восстановления уровня экспорта в эти страны, во-первых, из-за снижения там покупательной способности, во-вторых, из-за проводимой многими правительствами политики сокращения госрасходов и экономии бюджетных средств. Кроме того, в ряде стран, как и в Беларуси, взят курс на сокращение импорта, что означает установление различного рода тарифных и нетарифных ограничений для импорта, в том числе белорусского.
Отметим, что если в январе–ноябре 2009 г. средние цены отечественного экспорта снизились на 28,6% по сравнению с прошлым годом, то импорта — на 18,9%, тогда как их физический объем уменьшался почти одинаково (на 13,7 и 14,2%). В частности, средние цены на импортированные промежуточные товары уменьшились на 22,4%, на экспортированные — на 34,2%, тогда как физический объем поставок этих товаров снизился соответственно на 11,7% и 9,7%. К тому же прошлый год не принес белорусам высоких прибылей. Хотя на 1 декабря 81,9% организаций, учитываемых в текущем порядке, были прибыльными, у 35% из них рентабельность не превышала 5% при инфляции 13,2%, а сумма полученной чистой прибыли оказалась на 31,9% меньше, чем за январь–ноябрь 2008 г. Стало быть, компенсировать снижение цен своими силами будет затруднительно — разве что государство в очередной раз придет на помощь за бюджетный счет.
Так что увеличить в 2010 г. экспорт на 29–30% к прошлогоднему уровню в суммовом выражении только за счет очередного снижения цен вряд ли удастся. Побеждать конкурентов нужно более весомыми аргументами. Тем более что многие зарубежные производители за время кризиса существенно продвинулись в модернизации производств, обновлении ассортимента, оптимизации затрат, снизили себестоимость своей продукции. Стало быть, ценовая политика наших предприятий должна стать гибче, а маркетинговая стратегия — более выверенной и чутко реагирующей на рыночную конъюнктуру. Одной продажей ниже себестоимости рынок не завоюешь.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом