Новости

Литовский инвестор пожаловался

История «Транзито терминалас» в Беларуси началась в 2003г., когда предприятие приняло стратегическое решение инвестировать в нашу страну. Совместно с белорусским РУП «Белтаможсервис», учредителем которого выступает Государственный таможенный комитет (ГТК), литовское предприятие создало на территории Беларуси СООО «Белтаможтранзит», в котором доля белорусского учредителя составила 51%, литовского - 49%.
Взнос каждой из сторон в уставный фонд составил примерно по $20 тыс., а финансирование подготовительного и начального этапов развития совместного предприятия осуществлялось за счет прямых инвестиций «Транзито терминалас». Всего предприятие инвестировало в Беларусь около Br740 млн. Эти средства были в числе прочего потрачены на ремонтные работы, проведение телефонных линий, закупку оргтехники.
Кроме того, как утверждал гендиректор литовской компании Эдуардас Паулаускас в беседе с корреспондентом «БелГазеты», литовская компания несла дополнительные расходы (на командировки сотрудников в Беларусь, организацию конференций, консультаций и др.), которые по тогдашнему курсу белорусского рубля составили около Br1,2 млрд. «Вся инвестиционная и финансовая ноша была возложена на нас», - утверждает собеседник.
Основным видом деятельности «Белтаможтранзита» стало оказание услуг склада временного хранения (СВХ) и таможенного склада. В марте 2004г., после получения лицензии, предприятие начало работать на площадке в Бобруйске, а позже - в Молодечно. Таможенным терминалом в Бобруйске (площадь складских помещений составляет 7555 кв. м, служебных помещений - 1226 кв. м, территории - 2,9 га) общество владеет на правах собственности, а терминал в Молодечно компания арендовала.
Развитие предприятия литовский инвестор оценивает как успешное. По итогам 2008г. его рентабельность составила 94%. Капитализация активов общества достигла почти $2 млн. Если по итогам 2006г. общество могло выплатить своим учредителям дивиденды в размере около Br100 млн., то в 2007г. их размер увеличился до Br400 млн., в 2008г. - почти до Br1 млрд.
Именно хорошие показатели развития, по мнению литовской стороны, стали причиной всех последующих проблем совместного предприятия. «С момента достижения Обществом высоких экономических результатов в наш адрес со стороны белорусских соучредителей стали настойчиво звучать предложения о выходе из Общества с продажей нашей доли белорусской стороне. С августа 2008г. эти предложения обрели форму угроз. А именно: от имени ГТК РБ нам было заявлено о том, что если мы добровольно не выйдем из состава Общества, то к Обществу будут применены рычаги административного воздействия для принуждения в принятии решения, озвученного белорусским учредителем. Мы были предупреждены о том, что Обществу будет отказано в аренде помещений в Молодечно, а это в свою очередь поставит под угрозу продление лицензии на следующий срок [публикуется с сохранением авторского стиля. - «БелГазета»]», - говорится в письме Паулаускаса на имя белорусского премьера Сергея Сидорского. Продавать свою долю в предприятии литовцы отказались.
В марте 2009г. «Белтаможтранзиту» отказано в продлении договора аренды СВХ в Молодечно. Это, по словам Паулаускаса, снизило месячную выручку компании на Br120 млн. При этом на площадях, ранее занимаемых «Белтаможтранзитом» и отремонтированных с привлечением инвестиций литовской стороны, открыл свой СВХ белорусский соучредитель компании - «Белтаможсервис». «При этом необходимо отметить, что если совместное предприятие проводило политику умеренных цен, то РУП «Белтаможсервис» с первых дней работы в Молодечно почти в два раза повысил цены на свои услуги как для юридических, так и для физических лиц», - говорится в письме премьеру.
Литовские инвесторы забили тревогу. «Мы писали письма на протяжении всего прошлого года, обращались в белорусское посольство в Литве, МИД и Минэкономики. Но, к сожалению, никаких реакций не почувствовали. Мы получили только ответы ГТК, который является заинтересованной стороной», - заметил Паулаускас.
В декабре 2009г. «Белтаможтранзит» столкнулся с новыми трудностями. ГТК принял решение об аннулировании лицензии предприятия, выданной в марте 2009г. сроком на пять лет. Предприятие потеряло возможность оказывать услуги и на бобруйской площадке. Это, по расчетам Паулаускаса, снизило выручку еще на Br200 млн. в месяц. Если верить литовской стороне, то причиной лишения лицензии стало нахождение на территории режимного объекта посторонних людей, которые на самом деле являлись арендаторами складов и «никому раньше не мешали». Литовский инвестор убежден: речь идет, по сути, о рейдерском захвате, когда административными мерами соучредителя заставляют отдать рентабельный бизнес.

 

За грубые нарушения
Белорусская сторона придерживается иного мнения, подчеркивая, что речь не идет об административном давлении на инвестора, а все меры в отношении «Белтаможтранзита» были приняты в строгом соответствии с действующим в стране законодательством. Как сообщил «БелГазете» представитель ГТК, пожелавший остаться неназванным, «Белтаможтранзит» потерял лицензию «за совершение грубых нарушений порядка использования лицензии», но что подразумевается под «грубыми нарушениями», не уточнил.
На предприятии «Белтаможсервис» тоже считают необоснованными обвинения в рейдерстве. Более того, белорусская сторона также накопила много претензий к литовскому партнеру. В 2009г. белорусский соучредитель даже заявил о возможном выходе из совместного предприятия. ГТК объяснил такое решение в числе прочего «систематическим нарушением согласованного графика перечисления дивидендов за 2007г.», а также тем, что не решены вопросы по распределению и перечислению дивидендов по итогам работы за 2008г. Кроме того, по некоторой информации, белорусская сторона была недовольна тем, что литовский соучредитель не инвестировал средства в ранее заявленных объемах в развитие бизнеса в Беларуси и не имел четких планов по наращиванию клиентской базы.
Впрочем, в «Транзито терминалас» заявляют противоположное. «У нас были прекрасные планы по привлечению инвестиций в страну. Мы вели переговоры с возможными инвесторами из стран ЕС. Но действия ГТК перечеркнули все это. Сейчас наши партнеры у нас постоянно спрашивают: «Что там у вас происходит?» - сказал Паулаускас в интервью «БелГазете».
Тем не менее литовский инвестор не хотел бы покидать Беларусь: «Добиться компенсации за упущенную выгоду и выйти из Общества было бы самым легким путем. Но мы таких путей не ищем. Мы инвестировали в Беларусь, чтобы работать здесь долго, поэтому сейчас все наши действия направлены на сохранение предприятия».
Как следует из письма на имя Александра Лукашенко, «Транзито терминалас» готово отказаться от претензий к белорусским партнерам в случае восстановления лицензии на оказание «Белтаможтранзитом» услуг СВХ и заключения договоров аренды помещений, по которым бизнес работал до начала конфликта. При этом литовская компания считает возможным продолжать работу как в сотрудничестве с белорусским соучредителем, так и без него, выкупив его долю.

Валентина ОВЧИННИКОВА

Источник: http://belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом