Застройщики предпочитают финансировать свои проекты без привлечения дольщиков
Цены на самые скромные минские офисы приблизились к отметке 3 тыс. USD/кв. м, апартаменты класса "А" - вдвое дороже. Сегодня на рынке коммерческой недвижимости интенсивно идут перестроечные процессы, что наблюдается во всем.
Кардинальные изменения произошли в структуре предложения, и особенно в секторе долевого строительства. На первоначальном этапе формирования рынка девелоперы работали преимущественно с дольщиками. Инвестиционные возможности дольщиков, которые приобретали квадратные метры в строящихся административных зданиях и торговых центрах на стадии возведения объектов, тоже были невелики.
Сейчас же большинство застройщиков предпочитают финансировать свои проекты в основном без привлечения дольщиков. В некоторых случаях к участию в проекте они привлекают институциональных инвесторов, которые финансируют строительство объекта на начальной стадии. При этом на первичном рынке преобладают объекты, которые строятся не на продажу, а с целью сдачи в аренду.
Причем если еще год назад даже в некоторых торговых центрах можно было приобрести площади на стадии строительства, то сегодня и офисные объекты строятся для сдачи в аренду. За исключением одного-двух административных зданий, в которых на начальной стадии строительства можно выкупить небольшую часть площадей.
В качестве примера, где все сдается в аренду, можно привести бизнес-центры по ул. Мясникова, по проспекту Дзержинского возле Московского РИК, бизнес-центр "Голд-Сити" в Уручье. Что касается строящихся торговых центров, то здесь вообще нет "долевки". Например, торговые центры в составе двух многофункциональных комплексов рядом с Национальной библиотекой и тракторным заводом застройщики будут сами строить и сами эксплуатировать. Торговые объекты, которые предусматриваются в составе строящихся и проектируемых бизнес-центров, также в основном предназначены для сдачи в аренду.
На вторичном рынке коммерческой недвижимости сделки купли-продажи заключаются, но очень редко, потому что сегодня - время вкладывать деньги в недвижимость, а не избавляться от нее. Все это происходит потому, что медленно, но неотвратимо улучшается инвестиционный климат в стране", - считает Юрий Попов, руководитель Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) ОДО "Твоя столицаконсалт".
Само собой, расширяется аудитория арендаторов. Она тоже увеличивается и качественно, и количественно. То есть растет число желающих арендовать коммерческие объекты, увеличиваются размеры площадей, которые они хотят арендовать, и сроки аренды.
Меняется целевая аудитория, имеющая интерес к рынку коммерческой недвижимости. Соответственно, изменяются требования к работе агентств недвижимости.
Единственный способ не отстать от рынка - перестроиться. "Точно так же, как и по жилью, о чем рассказывал в № 25 "БР" руководитель группы компаний "Твоя столица", мы в рамках ИЦКН тоже перешли на принцип проектного управления, - сообщил руководитель центра. - При этом задействуется структура всего агентства - юридический отдел, рекламный, подразделение консалтинга. Это позволяет более эффективно работать над каждым проектом и создает почву для обмена информацией между менеджерами, что способствует их быстрейшему квалификационному росту", - рассказал Ю. Попов.
Ю. Попов посетовал на некоторые сложности, возникающие при подборе арендаторов. За рубежом, в том числе и в России, подбор арендаторов, во всяком случае якорных, происходит задолго до сдачи объекта в эксплуатацию, а иногда и на этапе проектирования. Белорусское же законодательство затрудняет закрепление прав аренды на объект недвижимости, который будет создан в будущем.
Что касается общей ситуации на рынке, то она выглядит следующим образом. С наступлением лета активность снизилась. Цены на офисы класса "С" достигли отметки 2,7-3,0 тыс. USD за квадратный метр (здесь и далее с учетом НДС). Объекты класса "В" предлагаются на вторичном рынке в среднем по 3,2-3,5 тыс. USD/кв. м.
В частности, в многофункциональном комплексе "Титан" будут торговый центр, три высотных офисных здания, паркинг и объекты развлекательного профиля. В середине следующего года застройщик планирует сдать торговую часть комплекса, паркинг и одну из башен бизнес-центра (17 этажей). Концепция комплекса, в отличие от большинства строящихся сегодня объектов, допускает продажу небольшой части площадей - не более 20%. Остальные площади предназначены для сдачи в аренду. В связи с застройкой существующих в данном районе парковок покупателям будет выгодно приобрести парковочные места в паркинге комплекса.
ТЦ "БОРО" - небольшой (6 тыс. кв. м) торговый центр, расположенный на крупной транспортной развязке в уже сформировавшемся торгово-развлекательном районе на пересечении МКАД и Логойского тракта. Планируется к сдаче в ноябре текущего года. В нем могут разместить свои торговые площади (от 400 кв. м) компании, торгующие строительными и отделочными материалами, автомобилями и автозапчастями или мебелью и предметами интерьера, включая бытовую технику. "Мы сейчас работаем над концепцией центра и формированием инфопакета для различных торговых операторов", - сообщил Ю. Попов, добавив при этом, что в перспективе рядом с ТЦ будет построен бизнес-центр класса "С".
Что касается первого в Минске мультибрендового торгового центра "Маэстро" (рядом с Комаровским рынком), то сейчас в реконструируемой части вовсю идут отделочные работы, в пристроенной - устройство инженерных сетей. Ведется подбор торговых операторов на свободные площади, которые предназначались для сдачи в аренду на завершающей стадии строительства.
Согласно оперативной информации, в первых числах января 2009 года покупатели смогут оценить, в чем отличие мультибрендового торгового центра от традиционного.
И последний вопрос, который был задан собеседнику: когда группа компаний "Твоя столица" объявит о презентации очередного проекта. На Западе, а сегодня уже и в столицах соседних с нами государств, такие презентации считаются неотъемлемой частью любого проекта.
"Надо сказать, что застройщики в Минске пока не очень активно используют такие маркетинговые мероприятия, опять же, по причине неразвитости рынка и, соответственно, слабой конкуренции. Но обстановка все время меняется, и меняется в лучшую сторону. Думаю, что по одному из проектов мы проведем такое мероприятие", - ответил руководитель ИЦКН.Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
28.01.2024Основной задачей РУП «Витебский ЦСМС» является организация работы по реализации единой в Республике Беларусь политики в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия
Услуги в области охраны труда предлагает Витебский центр стандартизации, метрологии и сертификации
23.01.2024Опытный рыбхоз "Лахва" ОАО предлагает услуги переработки рыбной продукции
Опытный рыбхоз "Лахва" ОАО предлагает услуги по переработке рыбной продукции
15.01.2024ОАО «МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД» является одним из ведущих производителей подшипников в Восточной Европе
ОАО «МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД» современное экспортоориентированное машиностроительное предприятие.
13.01.2024Предлагаем устройства уничтожения информации
Аппаратные средства защиты информации
11.01.2024ОАО «Рассвет им. К. П. Орловского» реализует лук репчатый
ОАО «Рассвет им. К. П. Орловского» реализует лук репчатый