Журнал BusinessWeek и BostonConsultingGroup опубликовали ежегодный рейтинг самых инновационных компаний мира. На основании опроса более 2950 топ-менеджеров из Азии, Европы и Северной Америки с учетом статистических данных были определены лидеры хай-тека и технологического прогресса за 2008г. 1-е место заняла американская Apple, на 2-м месте - Google, на 3-м - крупнейший в мире автомобилестроитель ToyotaMotors.
Ярослав РОМАНЧУК
Эксперты BusinessWeek усовершенствовали методику оценки инновационности бизнеса: 80% оценки выносилось на основе данных опроса, вес дохода по акциям составляет 10%, динамика выручки за три последние года и операционного дохода дают еще по 5%.
В Тор-50 самых инновационных компаний мира попала одна компания их Сингапура, две из Индии, одна из Южной Кореи, три из Германии, по четыре из Британии и Японии, финская Nokia, а также голландская финансовая группа ING. Все остальные места занимают американские корпорации. Именно частные деньги являются двигателями технологического прогресса. Впервые в пятидесятке самых инновационных компаний оказалась индийская TataGroup и японская Nintendo, а традиционно сильный инноватор - американская группа - 3M опустилась с 7-го на 22-е место. Испытывающая серьезные финансовые трудности GeneralMotors попала-таки в первую двадцатку, за счет концепт-кара ChevroletVolt и нового дизайна своих моделей.
Финансовый кризис, вырвавшаяся из-под контроля инфляция, высокие цены на энергоресурсы заставляют бизнес зажимать пояса. Однако компании с четким видением будущего наоборот концентрируют ресурсы на инновациях. Глава Amazon.com Джефф Безос уверен, что «трудные времена в экономике стимулируют инновации». Какое терпение, выдержку и силу убеждения нужно было иметь ему на протяжении 13 лет, чтобы не поддаться на критические замечания инвесторов и экспертов! Эта компания заняла 11-е место в рейтинге, что подтверждает ее статус мирового чемпиона в сфере электронной торговли. Устройство Kindle для чтения электронных книг может стать новым хитом Amazon.com. Благодаря ему компания может еще больше увеличить свою капитализацию ($14 млрд.).
Четвертая в рейтинге - GeneralElectric - создает первый переносной прибор для электрокардиограммы в Индии. Японская Nintendo, американский Hewlett-Packard тоже давно сотрудничают с учеными, программистами, изобретателями из переходных стран.
Инженеры GE поставили перед собой задачу превратить стационарный электрокардиограф за $5,4 млн. в переносной агрегат. За 3,5 года задача была решена. Цена переносного аппарата снижена с $10 тыс. (старая версия) до $1,5 тыс. Вложенные в разработку нового устройства $0,5 млн. вернутся через 1,5 года.
Не может не восхищать успех американской компании PureDigitalTechnologies, производителя популярной видеокамеры FlipVideo. Фирма вышла на рынок в 2001г. как производитель одноразовых фотоаппаратов и видеокамер. Работая в чрезвычайно интенсивном сегменте рынка бытовой электроники, она бросила вызов таким гигантам, как Sony и Panasonic. В 2008г. 80 сотрудников произвели вполне демократичную видеокамеру с начальной ценой $120 (средняя цена аналогичного товара на рынке составляла $314). В 2007г. около 6 млн. потребителей в США превратили камеру от PureDigital в настоящий хит бытовой электроники. Добиться роста объема продаж нового продукта до 1млн. штук менее чем за год - очень приличный результат. Камера Flipразмером с кусок мыла, без десятков кнопок и множества кабелей, обеспечила рост выручки компании в 2007г. на 300%.
Не могут позволить себе почивать на лаврах динозавры мировой индустрии. GeneralMotors вносит инновации в классику, предлагая мини-версию популярного внедорожника Hummer(короче почти на полметра). В 2008г. он представил концепт-кар HummerHX, потребляющий на 50% меньше топлива. Авто оснащено 3,6-литровым двигателем, работающим на этаноле. Наготове и гибридная газово-электрическая модель.
Microsoft вывел на рынок программный пакет ESP ($799), при помощи которого другие фирмы могут создавать свои собственные тренинговые игры. Для сравнения: наем дизайнера и разработчика нового продукта обходится в $0,5 млн.
…и по-нашему
Список инноваций по-белорусски разительно отличается от изобретений и технологий ведущих ТНК. Минпром Беларуси на своем сайте перечисляет следующие инновационные продукты: зерноуборочный комбайн, электродвигатель, телевизор с ЖК-монитором, тюнер для цифрового телевидения и проигрыватель DVD, карданный вал, зерноочистительно-сушильная техника, автомат мойки доильных установок, производство банковской пластиковой карты и воздухонагревательные устройства.
Для сравнения: Китай запланировал на 2006-10гг. реализацию таких проектов, как производство интегральных микросхем (90 нанометров и меньше) и соответствующего ПО, создание демонстрационных проектов Интернета следующего поколения, переход на цифровое ТВ по всей стране и т.п. В биомедицине КНР планирует ввести на рынок новые генетически модифицированные лекарства от основных болезней на основе своей китайской медицины. В авиации китайцы планируют создать собственные самолеты, вертолеты и двигатели нового поколения. Китайские спутники должны стать частью современной национальной телекоммуникационной системы.
Прорывные технологии сегодня генерирует в основном одна страна - США. Пена под названием TEEK, которая может принимать разные формы и служить прекрасным звуко- и огнеизолятором, суперпластмасса, по свойствам превосходящая традиционные металлы, еда, которая лечит, новые поколения материалов для одежды, машиностроения и фармацевтики, прорывные открытия в нанотехнологиях (хотя бы нанотрубы), биотехнологиях и генетике - вот далеко не полный перечень последних американских разработок.
Сравнение расходов на НИОКР подтверждает: на протяжении как минимум двух поколений мы вынуждены будем стать активными реципиентами научных открытий других стран. Лицензионные соглашения по использованию патентов, совместное производство, интеграция молодых белорусских ученых в исследовательские проекты ведущих научных центров мира при безусловной защите прав интеллектуальной собственности - вот что поможет нам хотя бы сократить отставание от мировых лидеров.
Расходы на научные исследования в мире
Регион
|
ВВП 2006г., $ млрд.
|
НИОКР, % ВВП 2006г., % |
НИОКР по ппс 2006г., $ млрд. |
НИОКР по ппс 2007г., $ млрд. |
НИОКР по ппс 2008г., $ млрд. |
Обе Америки |
15155
|
2,47
|
374,9
|
387,0
|
401,0
|
США
|
12416
|
2,76
|
343
|
353
|
365
|
Азия
|
19203
|
2,02
|
387,2
|
436,2
|
494,4
|
Китай
|
8815
|
1,61
|
141,7
|
175,0
|
216,8
|
Япония
|
3995
|
3,4
|
136,7
|
143,5
|
150,4
|
Индия
|
3779
|
1,03
|
38,8
|
41,8
|
45,0
|
Европа
|
14072
|
1,88
|
364,3
|
276,3
|
288,8
|
Остальной мир |
2073
|
1,11
|
23,0
|
24,4
|
25,9
|
Беларусь
|
37
|
0,6
|
0,38*
|
0,45
|
0,51
|
Всего
|
50503
|
2,08
|
1049,4
|
1123,9
|
1210,2
|
*Оценка АЦ «Стратегия».
Источник: Global R&D report. Changes in the R&D community, 2008.
Доля от общих расходов на науку и научные исследования, %
|
2006г.
|
2007г.
|
2008г.
|
Обе Америки |
35,7
|
34,4
|
33,1
|
США
|
32,7
|
31,4
|
30,1
|
Азия
|
36,9
|
38,8
|
40,8
|
Китай
|
13,5
|
15,6
|
17,9
|
Япония
|
13,0
|
12,8
|
12,4
|
Индия
|
3,7
|
3,7
|
3,7
|
Европа
|
25,2
|
24,6
|
23,9
|
Беларусь
|
0,04
|
0,04
|
0,04
|
Остальной мир |
2,2
|
2,2
|
2,1
|
*Оценка АЦ «Стратегия».
Источник: Global R&D report. Changes in the R&D community, 2008.
Top-20 инновационных компаний мира
Место
|
Название компании |
Рост выручки, 2004 -07гг., % |
Темпы роста доходов (включая процентные платежи и налоги) % выручки 2004-07 |
Доходность акций, 2004-07гг., % |
Наиболее известна своей инновационностью, % опрошенных, которые так думают |
|
1
|
Apple
|
47
|
69
|
83
|
Товары - 52% |
|
2
|
|
73
|
5
|
53
|
Опыт потребителей - 26% |
|
3
|
Toyota Motors |
12
|
1
|
15
|
Процессы - 36% |
|
4
|
General Electric |
9
|
1
|
3
|
Процессы - 43% |
|
5
|
Microsoft |
16
|
8
|
12
|
Процессы - 26% |
|
6
|
Tata Group |
Частная |
Частая
|
Частная |
Процессы - 58% |
|
7
|
Nintendo
|
37
|
4
|
77
|
Продукты - 63% |
|
8
|
Procter & Gamble |
16
|
4
|
12
|
Процессы - 30% |
|
9
|
Sony
|
8
|
13
|
17
|
Товары - 56% |
|
10
|
Nokia
|
20
|
2
|
35
|
Товары - 36% |
|
11
|
Amazon.com |
29
|
-11
|
28
|
Опыт потребителей - 33% |
|
12
|
IBM
|
1
|
11
|
4
|
Процессы - 31% |
|
|
13
|
Research in motion (Канада)
|
56
|
-1
|
51
|
Товары - 37% |
|
14
|
BMW
|
6
|
-5
|
11
|
Опыт потребителей - 40% |
|
15
|
Hewlett-Packard
|
10
|
17
|
35
|
Процессы, бизнес модели и опыт потребителей – по 27% каждый |
|
16
|
Honda Motors |
12
|
6
|
14
|
Товары - 40% |
|
17
|
Walt Disney |
6
|
14
|
7
|
Опыт потребителей - 63% |
|
18
|
General Motors |
-2
|
-
|
-11
|
Товары - 55% |
|
19
|
Reliance Industries (Индия)
|
31
|
-7
|
94
|
Бизнес модели - 31% |
|
20
|
Boeing |
9
|
32
|
21
|
Товары - 63% |
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП
15.04.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование
14.04.2024Житковичский лесхоз
Житковичский лесхоз производитель пеллетов в Республике Беларусь
14.04.2024Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.
Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.
13.04.2024Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов
Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов