Новости

Больше доверия. Больше самоконтроля

Идея создания в республике института саморегулируемых организаций, берущих на себя некоторые функции государства, в т.ч. в сфере контроля и надзора за деятельностью бизнеса, находит все больше сторонников. Как показывает мировой опыт, подобные структуры способны успешно решать, например, такие задачи, как формирование профессиональных стандартов и правил деятельности для участников рынка в различных отраслях. В НИЭИ Минэкономики также считают, что назрела необходимость разработки и принятия закона «О саморегулируемых организациях». «ЭГ» попросила высказать свою точку зрения на этот счет заведующего сектором института, кандидата технических наук, доцента Евгения БОРУШКО.
Бизнес, состоящий из тысяч субъектов хозяйствования, в разобщенном виде не может эффективно функционировать без их включения в структуры, выражающие корпоративные интересы предпринимательства. В свою очередь государству не под силу взаимодействовать с каждым отдельным субъектом — куда эффективней вести диалог с отраслевыми объединениями, бизнес-союзами, ассоциациями. Причем во многих странах не просто обращаются за советом к таким структурам, а рассматривают их как инструмент управления, частично передавая им государственные регулятивные функции.
Так, в Германии, Швейцарии, Италии и других странах саморегулируемым организациям (СРО) предоставлены полномочия по сертификации и лицензированию отдельных видов деятельности. Они также активно занимаются подготовкой персонала, разработкой и введением профессиональных норм, стандартов, правил поведения и механизмов коллективной ответственности для различных отраслей экономики. Кроме того, активно практикуется выступление от имени своих членов в суде, перекрестное финансирование и страхование из фондов, формируемых за счет членских взносов, применяются другие механизмы поддержки бизнеса.
Как-то один из высокопоставленных членов российского правительства заявил, что если в России появятся СРО, то две трети чиновников останутся без работы. Ведь львиная доля их нынешних дел будет выполнена самими предпринимателями в рамках саморегулируемых структур, меньшим количеством человек и с меньшими затратами. Тем не менее политическая элита страны, стоит отдать должное, не испугалась такой перспективы — и в России был принят Федеральный закон от 1.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
На наш взгляд, у нас в стране также назрела необходимость разработать такой нормативный правовой акт силами Минэкономики и других органов госуправления. В процессе работы над законопроектом рекомендуется подготовить нормативный документ, определяющий порядок и этапы создания СРО. С его помощью можно будет опробировать законопроект в действии — в какой-либо отрасли, положим, строительной, а далее — распространить на другие сектора экономики. Так, в России с этого года отменено лицензирование строительной деятельности, и заниматься ей, возможно, будут некоммерческие саморегулируемые объединения. В дальнейшем деятельность СРО планируют распространить и на другие отрасли.
Учитывая мировой опыт, считаем, что формирование СРО в каждой конкретной отрасли можно проводить в три этапа. Первый — создание негосударственной саморегулируемой организации, объединяющей отраслевые предприятия. Второй — образование союза либо объединения по принципу промышленной палаты с функциями своего рода «мини-министерства», которое возьмет на себя разработку отраслевых правил и стандартов. Третьим этапом будет обеспечение созданной «пирамиды» СРО первичной нормативной базой: документами, стандартами, дисциплинарным кодексом. Одновременно будет формироваться инфраструктура в виде подразделений, центров и лабораторий, выполняющих контрольные функции.
В нашей республике в ведение саморегулируемых организаций стоит отдать лицензирование, аттестацию, сертификацию, создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов, проверку качества оказания услуг и контроль за соблюдением стандартов.
Основой будущих СРО могут стать также действующие отраслевые и региональные объединения предпринимателей. Считаем целесообразным рекомендовать им рассмотреть вопрос поэтапного преобразования в некоммерческие объединения СРО.
Следует отметить, что в западных странах и в РФ саморегулирование различных сфер деятельности и отраслей повсеместно афишируются, а методы негосударственного контроля предпринимательства совершенствуются. В нашей же стране наблюдается пока молчание на этот счет. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно рекомендовать Министерству информации, Министерству экономики совместно с общественными отраслевыми объединениями обеспечить информационную и организационную поддержку идее перехода к негосударственным методам регулирования бизнеса. Это можно делать посредством тематических конференций, публикации разъясняющих материалов в различных СМИ и в Интернете.
Очевидно, что государство не может выступать всезнающим институтом и до мелочей контролировать все отраслевые вопросы. Между тем развитие гражданского общества, в т.ч. СРО как одного из его составляющих, является способом повышения конкурентоспособности национальной экономики. А для Беларуси это предельно важно, если учесть нашу зависимость от экспорта на фоне постоянно ожесточающейся борьбы на мировых рынках. Вместе с тем развитие механизмов саморегулирования может логично продолжить начатую в последние годы либерализацию условий ведения бизнеса, что в конечном итоге сделает нашу экономическую модель более приспособленной к вызовам современного мира.

* * *
Очевидно, что если в республике начнут появляться саморегулируемые организации, их основой скорее всего станут действующие бизнес-союзы и ассоциации. Руководителей некоторых из них мы попросили высказать свою точку зрения на такую перспективу.
Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН:
— Сейчас на выдачу субъектам хозяйствования сертификатов, лицензий, проведение разного рода экспертиз и пр. государство тратит большие суммы денег — средства налогоплательщиков. Поэтому появление в Беларуси саморегулируемых организаций, которые возьмут часть контрольных функций, привело бы к значительной экономии госрасходов. Благо, институт саморегулируемых организаций имеет большой исторический опыт, в т.ч. на территории современной Беларуси. Уже во времена Великого княжества Литовского у нас были сформированы цеха ремесленников, определявшие правила ведения бизнеса и вхождения в него новых участников.
К тому же сегодня активность белорусских бизнес-союзов и ассоциаций достаточно высока, наверное, даже выше, чем в некоторых странах-соседях. Они широко представлены в территориальном и отраслевом разрезе, а опыт их работы насчитывает не один год. Такие структуры вполне могли бы взять на себя роль саморегулируемых организаций.
Председатель БСПН им. Кунявского Георгий БАДЕЙ:
— В концептуальном предложении представителей НИЭИ Минэкономики просматривается идея, что кто-то должен проводить формирование саморегулируемых организаций. Возникает вопрос: кто это должен делать? Государство? Я могу принять только идею, что сам бизнес будет создавать такие структуры с одобрения и при поддержке государства. А он для этого еще должен созреть, осознав такую необходимость. Ведь несмотря на большое количество бизнес-союзов и ассоциаций в Беларуси, они охватывают не более 10% субъектов хозяйствования, притом что саморегулируемая организация должна иметь влияние на большинство.
— Георгий Петрович, не создаст ли передача части контрольных функций саморегулируемым организациям дополнительную почву для разного рода злоупотреблений? Ведь если такие структуры окажутся под управлением группы бизнесменов, то возникнет большой соблазн придавить конкурентов — кому-то не дать лицензию, иным — отказать в праве вхождения на рынок…
— Такая сложность, безусловно, может возникнуть. И для ее предупреждения в стране должны четко работать антимонопольные механизмы. Хотя пока, на мой взгляд, для Беларуси более актуальна проблема недостаточного общественного контроля за бизнесом. Взять, к примеру, Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», согласно которому общественный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования могут осуществлять только профсоюзы.

ПодготовилАлександр ГЕРАСИМЕНКО

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом