Новости

УРОКИ СИЛЫ И ПРОЦВЕТАНИЯ

может дать Беларуси новый премьер России

8 февраля 2008г. будущий премьер-министр России Владимир Путин выступил на расширенном заседании Госсовета с докладом «О стратегии развития России до 2020г.». На неформальной встрече руководителей стран СНГ основные тезисы доклада были повторены. Путин определил контуры развития России на 12 лет вперед. Уже известны ее главные действующие лица. Объем ресурсов тоже не является загадкой. Беларуси пора делать выводы и усваивать уроки.

Ярослав РОМАНЧУК

Who is Mr. Putin?

Владимир Путин гордится укреплением государства. До него Россия пережила гиперинфляцию, залоговые аукционы, унизительный дефолт, чеченскую войну и взрывы домов, всевластие олигархов первой волны и криминала. Одновременно имели место демократия и свобода слова, пусть и не такие, как в ЕС. «Богатая Россия превратилась в страну бедных людей», - говорит Путин. Он не уточняет, что это произошло благодаря политикам и номенклатуре.

Второй президент России ставит себе в заслуги объединение и укрепление государства, обеспечение реальной независимости судов, избавление от «порочной практики принятия государственных решений под давлением сырьевых и финансовых монополий, медиамагнатов, зарубежных политических кругов и оголтелых популистов» Ни слова о Басманном суде, друге - олигархе Романе Абрамовиче, поведении «Газпрома» и нефтяных компаний, в т.ч. влиятельных оффшоров.

Путин уверяет, что «с политическим бесправием народа покончено… Россия вернулась на мировую арену как сильное государство». Фраза звучит особенно весомо в свете последних выборов в Думу и содержания президентской кампании. Если он имеет в виду вертикаль, то она действительно заметно укрепилась, особенно там, где нужно делить природную ренту и нейтрализовывать конкурентов.

Россия манит капиталы со всего мира. В 2007г. она побила рекорд по привлеченным иностранным инвестициям - $82,3 млрд. в год. По сравнению с 1999г. капитализация фондового рынка выросла в 22 раза, составив в конце 2007г. $1,33 трлн. Товарооборот РФ с зарубежными странами увеличился более чем в 5 раз. Ежегодно за границу выезжает более 6 млн. россиян. В 2007г. ВВП России, как и Беларуси, вырос на 8,1%. Она вошла в семерку самых богатых стран мира (по паритету покупательной способности).

Каждому - наноугол

Путин еще раз повторил заезженную политиками мысль о том, что в будущее Россия должна идти по инновационному пути. Только ленивый сегодня не упоминает хай-тек в предвыборных обещаниях. И еще перед Россией стоит задача развивать человека. Лечить и учить его, чтобы он жил дольше, ведь сегодня каждый второй российский мужчина не имеет шансов дожить даже до 60 лет. Иными словами, человеческий капитал - во главе угла. Кремль готов каждому определить свой угол, чтобы развитие страны было оптимальным и инновационным.

Выполнить все то, о чем говорил Путин, будет нелегко. Несмотря на все вышеперечисленные достижения, будущий премьер-министр указал на главную проблему сегодняшней российской экономики - «ее крайнюю неэффективность». Оказывается, мало получить нефтяную ренту. Надо еще знать, что с ней делать: «Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят в России в несколько раз меньшую отдачу».

Основную причину низкой производительности труда уходящий президент России указал точно: «Ведь до сих пор невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить со взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам - к кому только не нужно ходить, ужас какой-то происходит».

Эта фраза - диагноз номенклатурно-олигархическому, избыточно централизованному авторитарному государству с ограниченной политической конкуренцией. «Любые, даже элементарные решения принимаются в правительстве месяцами, а то и годами. Вроде бы все делается по инструкции, правильно, но это как раз тот случай, когда порядок превращается в абсурд». Когда в бюджетной сфере и на предприятиях, контролируемых государством, работает 25 млн. человек, т.е. каждый третий работающий, государство не может не быть бюрократическим.

Ближе к концу доклада будущий премьер засвидетельствовал уважение к частной собственности: «Частная компания, мотивированная на результат, зачастую лучше справится с управлением, чем чиновник, не всегда имеющий даже представление о том, что по-настоящему является эффективным управлением и что такое результат». Путин начинал свой восьмилетний срок с обещаний налоговой реформы и заканчивает тем же. Он привычно призвал упростить налоговую систему и снизить налоговое бремя, продолжить работу «по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав предпринимательства, в т.ч. от произвола чиновников».

Два сапога - не пара

При всей разнице размеров и природных богатств белорусская и российская модели поразительно похожи. Правда, в Беларуси гораздо больше централизации и единоличного контроля. Наши системы управления настолько сблизились, что стали несовместимыми. Они отталкивают друг друга не только на уровне глав государств, но и номенклатуры. Интеграция в таком состоянии невозможна и даже опасна. Сама идея унификации белорусского законодательства с российским выглядит, мягко говоря, недальновидной. Зачем брать то, что даже по признанию руководства РФ, неэффективно, забюрократизировано и неконкурентно?!

Денежная система? В России инфляция еще никогда не была меньше 10%. Сам Центробанк РФ признает проблемы с ликвидностью. Налоги? Так сам Путин и будущий президент Дмитрий Медведев ратуют за их упрощение и снижение. Деловой климат? Так ведь душат предпринимателей, и сам Путин об этом говорит. Социалка и пенсионная реформа? Спасибо, не надо нам такого «праздника нищеты». Реформа армии? Перенимать дедовщину и методы выбивания бюджета людьми в погонах - такие нормы поведения едва ли поднимут нашу обороноспособность. Способ российской приватизации или развившегося при Путине рейдерства? Так в Беларуси легче управляться через контроль за государственной собственностью.

Путинская Россия может дать Беларуси несколько ценных уроков. Во-первых, сегодня «сильная, стабильная» Россия очень хочет самоутвердиться в мире, особенно по своему периметру. Шальных денег у ее олигархов много, поэтому легко прогнозировать их резкую активизацию в нетронутой реформами Беларуси. Сочетание с нищими, по российским меркам, белорусскими чиновниками создает реальную угрозу приватизации белорусских предприятий. Как ни парадоксально это звучит, но сегодня заморозить приватизацию было бы выгоднее, чем проводить ее по тем схемам, которые были обкатаны в России и уже начали реализовываться в Беларуси. У нас нет нормального закона о приватизации. Без него, без введения обязательных норм прозрачности, без свободы СМИ приватизация превратится в грязный передел собственности.

В концепцию сильной России концепция сильной, но независимой Беларуси вписывается с большим трудом. Александр Лукашенко это чувствует. Вместо газовых и нефтяных кнутов Кремль начал активно использовать кредитный пряник. Понятно, почему в Беларуси уже оперируют основные российские банки. Через них легко ввести в Беларусь российский рубль и увеличить зависимость от российского капитала.

Сохранение целостности белорусской вертикали предполагает блокировку вхождения россиян на наш рынок, но тормозить российские деньги, не нарушая положения таможенного союза, нельзя. Так что нарастание конфликтов предопределено. Один из них - политический, между Москвой и Минском. Другой - между разными кланами белорусской номенклатуры, третий - между белорусским пролетариатом и теми, кто будет заставлять его подчиниться новым хозяевам.

Наконец, третий важный урок из послания Путина для Беларуси - то, что олигархическое авторитарное государство вполне может быть частью международного сообщества, привлекать иностранные инвестиции и даже претендовать на вступление в ВТО. Конечно, в Беларуси нет ядерных боеголовок, нефти и газа, но двойных стандартов в мире полно. Поэтому официальный Минск вполне может нормализовать отношения с Западом, предложив ему небольшие изменения своего курса.

Путин и Медведев иногда поражают своей либеральной и даже демократической риторикой. Лукашенко тоже может продолжить игру в слова, инициировать процесс формальных перемен. Продолжать его можно сколь угодно долго. Пока вертикаль управления сыта и работает в страхе, пока в Беларуси нет альтернативных государству источников обогащения, президент вполне может примерять одежды реформатора-либерала. И сотрудничать с Россией по перспективным нанотехнологиям: с их помощью легко выбивать из бюджета мегаденьги.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом