Новости

Чаепитие с погодой и экономикой

С начала 2009 г. чай удерживает абсолютное лидерство в категории самых быстрорастущих в цене продуктов. На внутреннем рынке, по оценкам Белстата, этот продукт подорожал за январь–август почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. На мировом биржевые цены на чай лучшего качества повысились на 36% к уровню января 2009 г. и достигли исторического максимума — 3,97 USD/кг. По прогнозам экспертов, на этом базовом уровне цены смогут удержаться до конца 2009 г., а в 2010 г., скорее всего, подрастут еще на 10–15%.
Старший менеджер по экспорту компании «Ahmad Tea Ltd.» Джастин Тейт в эксклюзивном комментарии «ЭГ» отметил, что нехватка чая на рынках в нынешнем году объясняется плохими погодными условиями. Засуха повлияла на количество сырья, поступающего из Кении, Шри-Ланки, Индии, которые являются крупнейшими мировыми производителями чая. «Сезонные дожди ожидаются в Кении с конца сентября. Если они пройдут, это, возможно, стабилизирует ситуацию. Если дождей не будет, кенийский урожай будет падать и дальше, цены на кенийские чаи возрастут. Это в свою очередь приведет к большему спросу на шри-ланкийские и индийские чаи, которые уже сейчас в дефиците. В этом случае цены на них еще поднимутся», — предположил он.
Белорусские импортеры чая, опрошенные «ЭГ», высказали мнение, что прогнозы о росте цен на чайное сырье экстраполировать на средний уровень цен на чай в нашей стране следует с большой осторожностью. Основным фактором ценообразования у нас по-прежнему остается административное регулирование. Так, в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183, чай не включен в перечень товаров, на которые отпускные цены формируются без ограничений с учетом конъюнктуры рынка. Таким образом, чай признан социально значимым продуктом и оптовая надбавка на него не должна превышать 30% к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, по страхованию, процентов по кредитам. Однако это не помешало установить для этого товара довольно высокие индикативные цены таможенной оценки — 5,5 USD/кг и 20-процентную таможенную пошлину. Процедуру доказательства таможенной стоимости поставщики считают практически невыполнимой. По этому поводу ни одна из чайных компаний не рискнула ввязываться в судебное разбирательство, ссылаясь на опыт коллег, импортирующих другие продукты. Иным из них, чтобы отстоять свои интересы в суде, понадобилось почти 1,5 года. Впрочем, даже тем, кому удалось выиграть судебный процесс, не удалось развить свой бизнес.
Установленные государством входные барьеры изначально не позволяют поставщикам работать с предложениями дешевых поставок, например, ввозить китайский чай по 2,5–3,0 USD/кг. Неудивительно, что средний уровень закупочных цен по контрактам сегодня около 8 USD/кг. В рознице покупатели видят чай по цене, включающей расходы на растаможивание, вознаграждение дистрибьюторам (до 30%), торговую надбавку предприятий торговли (до 30%) и НДС (18%).
СПРАВКА «ЭГ»
По данным таможенной статистики, за январь–июнь 2009 г. ввоз чая в нашу страну импортеры уменьшили на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до 2,133 тыс. т на сумму 19,683 млн. USD. Основными регионами, из которых торговые компании завозят чай, по-прежнему остаются Россия (76% всего объема поставок — 1,618 тыс. т) и Шри-Ланка (20% — 0,435 тыс. т). На протяжении последних трех лет импорт чая в страну стабильно рос: с 4,064 тыс. т в 2006 г. (24,8 млн. USD) до 5,639 тыс. т в 2008 г. (46,849 млн. USD).
Мы предложили ведущим компаниям-поставщикам рассказать о том, как изменилась ситуация на внутреннем рынке чая в 2009 г., какие тенденции приходится учитывать при формировании «чайных портфелей».
Оказалось, что объем закупок чая с начала года импортеры уменьшили, поскольку в IV квартале 2008 г. накопили его значительные запасы на складах, по инерции ориентируясь на рост рынка. По их оценкам, возможности официальных дистрибьюторов позволяют полностью насытить внутренний рынок. Крайне неприятна для них активизация импорта чая индивидуальными предпринимателями. Мощная тенденция роста продаж чая на рынках с начала 2009 г. повлияла на выбор маркетинговых инструментов всех импортеров. Ряд чайных брендов, предлагаемых в торговых сетях, они вынуждены реализовывать практически с нулевой рентабельностью для себя. Государственные предприятия до сих пор не являются серьезными конкурентами частному бизнесу в нише импорта и дистрибуции чая.
Заместитель гендиректора по снабжению чайно-кофейной компании «Караван» Сергей Мальцев отметил, что этим летом, как и прежде, на рынке отмечалось сезонное снижение потребления на 10–15%. «Формируя портфель заказов, компания неизменно ставит цель удовлетворить все запросы потребителей. Поэтому наше предложение включает торговые марки из всех ценовых сегментов: от дешевого до премиум, моносорта и купажи, фруктовые напитки.
Наблюдения маркетологов говорят о том, что белорусские потребители предпочитают чай крупнолистовой (OP) и резаный крупнолистовой (BOP). В последнее время возросло потребление пакетированного чая, увеличился спрос на ароматизированные чаи и смеси.
Черный фасованный чай наша компания традиционно закупает в Шри-Ланке, где сосредоточены крупнейшие производители и экспортеры; зеленый чай — в Китае, который является поставщиком продукта разных ценовых групп.
На внутреннем рынке деятельность импортеров сдерживают ограничения в ценообразовании, в результате и розничная торговля, и поставщики ограничены в проведении маркетинговых мероприятий».
СПРАВКА «ЭГ»
Компания «Караван» основана в 1993 г. и является крупнейшим импортером чая в Беларусь. Специализируется на продаже чайно-кофейной продукции. Располагает развитой сетью оптовых продаж, имеет права эксклюзивного дистрибьютора многих всемирно известных брендов чайно-кофейного ассортимента.
По оценкам специалиста отдела маркетинга компании «Авалон Торг» Екатерины Шулейко, потребление чая в Беларуси составляет примерно 900 г в год на человека. Пик продаж приходится на зимние месяцы. В канун новогодних праздников увеличиваются покупки дорогого чая в жестяных банках и подарочных упаковках.
«В связи с кризисом закупки чая различных брендов сократились. При этом больше пострадал сегмент дорогих чаев. Каждый дистрибьютор желает заполучить в портфель сильные бренды, при этом важна маркетинговая поддержка со стороны производителя (расходы на рекламу, BTL). Сейчас на белорусском рынке достаточно много сильных игроков, и можно говорить о том, что рынок чая насыщен. Ассортимент очень широкий — от эконом-сегмента до премиального. Выбор облегчают различные фасовки, затрудняют бесчисленные вкусо-ароматические добавки».
Основу продаж (около 75%) составляет реализация черного чая. На протяжении последних лет увеличивается доля продаж зеленого чая. Одновременно, по мнению Е.Шулейко, удельный вес чаев с ароматическими добавками в продажах сокращается, т.к. покупатели все больше обращают внимание на наличие натуральных добавок и компонентов. В целом в структуре потребления преобладает пакетированный чай. С одной стороны, это обусловлено возможностью быстрой его заварки; с другой — значительное количество пакетированного продукта население потребляет вне дома.
«Обычно импортеры закупают чай в регионах, где он фасуется. Например, Dilmah — на острове Шри-Ланка. Однако подавляющее большинство чаев, присутствующих на белорусском рынке, фасуется в России. Дело в том, что российский бизнес в короткий срок построил множество чаеразвесочных фабрик. Значительное количество чайных брендов, представленных у нас, являются российскими», — рассказала Е.Шулейко.
По мнению маркетолога, в 2008 г. конкуренция между поставщиками обострилась. А с начала текущего года в связи с кризисными явлениями, влияющими на покупательскую способность, борьба за покупателя и вовсе стала «жесткой». Дистрибьюторы всячески пытаются сдержать повышение цены на продукт, хотя в связи с девальвацией белорусского рубля и повышением мировых цен на чайное сырье делать это крайне сложно. Вероятнее всего, до конца 2009 г. существенного повышения цен на чай не произойдет, считает Е.Шулейко.
СПРАВКА «ЭГ»
«Авалон Торг» является одним из крупнейших поставщиков чая в Беларусь. «Чайный портфель» компании сформирован такими торговыми марками, как Dilmah, «Золотая чаша», «Императорский чай», «ЧайОк», Lipton, Greenfield, «Принцессы», «Беседа», Brook Bond, Tess.
Официальный представитель Ahmad Tea Ltd., генеральный директор ООО «Энергия» Игорь Уфимцев считает, что на внутреннем рынке до конца 2009 г. нет достаточно веских причин для повышения цен на чай. «Нас компания Ahmad Tea Ltd. пока не уведомляла о повышении цены на международных рынках. Сезоны засухи и дождей типичны для регионов, где выращивается чай. С начала 2009 г. мы изменяли цены лишь в январе, после девальвации белорусского рубля. Доля Ahmad Tea в общем объеме импорта чая в Беларусь в 2008 г. составила 5,2%, а в I квартале 2009 г. возросла до 6%».
По мнению И.Уфимцева, с начала 2009 г. заметно увеличился ввоз чая из России. Черный чай сохранит лидерство в продажах, спрос на зеленый может немного снизится. Травяные чаи в ближайшие годы будут занимать незначительную долю на рынке, при этом небольшой рост их присутствия может наблюдаться. «Применительно к ним нет таких традиций потребления за приемом пищи, как это происходит с черным чаем. Да и цена на травяные чаи достаточно высокая», — пояснил эксперт.

Оксана КУЗНЕЦОВА

СПРАВКА «ЭГ» ООО «Энергия» специализируется на оптовой и розничной торговле продуктами питания, является официальным представителем Ahmad Tea Ltd.; компания основана в 1991 г.

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом