4 декабря совет исполнительных директоров Всемирного банка (ВБ) в Вашингтоне рассмотрел «Стратегию сотрудничества с Республикой Беларусь» на 2008-11гг. Предыдущая была принята 14 марта 2002г. и закончилась в 2004г. Международный банк реконструкции и развития (МБРР, полное название ВБ) взял длинную паузу, чтобы обсудить с властями рамки сотрудничества в сфере аналитической работы и завершения отложенного чернобыльского проекта. Не густо, но и не пусто.
Обоюдополезный бег на месте
Сотрудничество с ВБ и МВФ является лакмусовой бумажкой готовности страны к серьезным внешнеэкономическим проектам. Дело не только в размере кредитных линий и содержании реализуемых проектов. Важна история сотрудничества, т.н. «добрая воля» (goodwill). Она является важной частью репутации страны, работает на рейтинг доверия и оценку рисков.
На конец 2007г. ВБ выделил Беларуси кредитов на $243 млн. Из них $17,5 млн. предоставлены в виде грантов. После вступления Беларуси в МФК в 1992г. данная структура ВБ инвестировала в девять проектов в РБ $108,5 млн. В 2001-06гг. правительство Беларуси и МБРР одобрили всего два проекта. Первый, на $22,6 млн., был посвящен социальной инфраструктуре, на его подготовку затрачено $418,8 тыс. Второй, по постчернобыльскому восстановлению, начал действовать 11 августа 2006г. и оценивается в $50 млн. при $201,6 тыс., затраченных на подготовку. В 2001-04гг. прекращены три уже одобренных проекта на сумму $41,8 млн., подготовка которых обошлась в $472,2 тыс.
В 2001-07гг. ВБ подготовил десять аналитических докладов, затратив на это $1,862 млн. Их тематика варьируется от Чернобыля до оценки бедности, энергетического сектора и качества госрасходов. Трудно сказать, насколько данный интеллектуальный продукт продвинул РБ к рыночной экономике. МБРР выбрал шесть индикаторов для оценки эффективности своих проектов: 1) улучшение фискальной прозрачности, включая предоставление информации и проведение аудита всех внебюджетных фондов; 2) сдерживание эпидемии туберкулеза и СПИДа; 3) улучшение выполнения международных экологических стандартов; 4) введение системы адресной социальной помощи; 5) улучшение делового и инвестиционного климата; 6) активное участие гражданского общества в жизни страны.
Об эпидемии туберкулеза и СПИДа население Беларуси вряд ли догадывалось. Хорошо, что интенсивность этих болезней пошла на убыль. Замечательно, если эксперты ВБ внесли в этот процесс свой вклад, хотя в 2004г. именно проект по туберкулезу на $26,8 млн. был заблокирован. Мы до сих пор не знаем, как тратятся средства всех внебюджетных фондов. Система госфинансов остается запутанной, закрытой и неэффективной. Однако ВБ нашел в этой сфере позитивные изменения: «Произошла модернизация системы управления госрасходами... Парламент вовлечен в процесс составления бюджета на ранней стадии и до его окончательного принятия. Уровень исполнения бюджета довольно высок. Работает система финансового контроля. Отчет об исполнении бюджета предоставляется в парламент не позднее пяти месяцев следующего фискального года».
ВБ делает вид, что ПП НС у нас играет какую-то значимую роль в бюджетном процессе, хотя на дворе декабрь, а проекта закона о бюджете на 2008г. депутаты еще не видели. Скорее всего, получат документ за два-три дня до голосования. Принятие закона о бюджете парламентом в трех чтениях за 20 минут остается самой убедительной характеристикой качества бюджетного процесса и принципа разделения властей в стране.
Беларусь сделала несколько шажков в сторону улучшения делового климата, но по ключевым параметрам (налоги, внешняя торговля, защита прав собственности, доступ к кредиту, регистрация и ликвидация) еще непочатый край работы.
Правительство только начало говорить о том, что оно поворачивается лицом к бизнесу. Есть основания считать, что до тех пор, пока не иссякнет нефтегазовый российский бонус, правительство не будет серьезно относиться к аналитическим материалам ВБ. С другой стороны, ВБ пока не представил системной программы реформ для нашей страны. Его опыт взаимодействия с правительствами стран Африки, Латинской Америки и даже Европы часто вызывает справедливую критику. Предлагаемые ВБ решения должны согласоваться с властями страны, поэтому они находятся в рамках стандартной парадигмы европейского бюрократического государства. Смелых предложений по тому, как войти в Top-25 ведущих стран по качеству делового климата, по индексу экономической свободы, как сделать современной налоговую систему, провести приватизацию, административную реформу, пока нет.
Директор отдела ВБ по Украине, Беларуси и Молдове Пол Бермингем считает, что «роль банка в качестве ведущего внешнего источника аналитической информации и посредника в обсуждении существующих вариантов развития в стране, пожалуй, более значима, чем предоставление финансовых ресурсов». Что ж, будем ждать от ВБ очередных интересных аналитических материалов.
Банк объясняет низкий уровень программ кредитования следующими причинами: «Во-первых, бюджетные ресурсы правительства обеспечивали финансирование инвестиционных программ в объеме около 9% ВВП. На этом фоне финансирование ВБ было несущественным. Во-вторых, Беларусь отказалась брать кредит на борьбу с туберкулезом. Правительство предпочитало брать кредиты на финансирование расходов, которые имели большую пользу или которые требовали валюты. В-третьих, сложный процесс принятия решений сокращает способность правительства принимать решения… Опыт подготовки проекта по туберкулезу и СПИДу показывает, что соглашения с правительством не всегда являются окончательными… Наконец, несмотря на то, что большинство проектов не было реализовано, в ходе консультаций по «Стратегии сотрудничества» власти выразили свою признательность технической поддержкой банка». Качество же других инвестпроектов недавно охарактеризовал сам Александр Лукашенко: «Из 48 инвестиционных проектов полностью завершено лишь шесть, тринадцать не будут реализованы в срок. Как же это понимать: программа только что утверждена, а сроки уже переносятся?!. Вся энергия ушла на составление программы. Весь пар ушел в гудок».
Самый терпеливый банк
Правительство выделило три приоритетных направления, на которых могут использоваться финансовые ресурсы ВБ: рост эффективности энергосектора, обеспечение качества и надежность системы водоснабжения и охрана окружающей среды, включая переработку мусора. Темы, разумеется, важные, но в свете стоящих перед Беларусью структурных вызовов и макроэкономических шоков едва ли самые приоритетные. МБРР уже предоставил $22,6 млн. кредитов на развитие социальной инфраструктуры. Этот проект одобрен в 2001г. В его рамках отремонтировано около 600 школ, детских садов и амбулаторий. В 140 школах улучшено освещение. Потребление энергии снизилось на 20-25%. В таком режиме можно работать сколь угодно долго, не задевая институциональных основ белорусской экономики.
Несмотря на очень низкий уровень взаимоотношений между ВБ и правительством, международная организация продолжает настойчиво рекомендовать властям рыночные реформы. В энергетике предлагается пересмотреть тарифную политику и сократить перекрестное субсидирование, предоставить предприятиям большую самостоятельность, поддерживать частный сектор и расширять основу для развития нетрадиционных и альтернативных источников энергии. ВБ говорит о необходимости более жесткой рыночной дисциплины, защите прав собственности, снижении налоговой нагрузки, прекращении практики административного повышения зарплат, дебюрократизации бизнеса и ликвидации льготного статуса для госпредприятий. Безусловно, позитивными являются рекомендации по сокращению квазифискального дефицита, отказа от прямых бюджетных дотаций и сокращению госрасходов, в т.ч. инвестиционных.
ВБ считает необходимым пересмотреть показатели Программы развития на 2006-10гг., составленной без учета роста цен на энергоресурсы. «Банк сохранит ограниченное и селективное присутствие в кредитовании. Стратегия сотрудничества с РБ предусматривает реализацию инвестиционной программы примерно по одной операции в год на сумму, которая в среднем не превышает $100 млн.» С учетом реальных объемов проектов, реализованных Беларусью и ВБ в прошлом, наше правительство едва ли сможет ежегодно выбирать даже треть этой суммы.
Долготерпение ВБ восхищает. Вопреки потерям, он ждет, когда белорусское правительство начнет осознавать, что свобода, рынок и конкурентоспособность нужны не чиновникам ВБ для отчетности, а в первую очередь Беларуси. Речь идет не о навязывании неких параметров экономической политики, а об использовании современного опыта создания конкурентной, социально благополучной страны.
Показатель
|
Оценка
|
Прогноз
|
|||
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
|
Рост реального ВВП |
7,8
|
6,4
|
5,7
|
5,2
|
4,8
|
Инфляция (среднегодовая) |
8,1
|
10
|
10,2
|
9,4
|
8,2
|
Баланс текущего счета (% ВВП) |
-7,8
|
-7,6
|
-7,5
|
-7,6
|
-7,4
|
Внешний долг (% ВВП) |
25,8
|
31,3
|
36,9
|
41,8
|
46,1
|
Индекс условий торговли (2000 = 100) |
106,2
|
98,5
|
92,6
|
88,7
|
85,4
|
Источник: Всемирный банк. «Стратегия сотрудничества с РБ на 2008-11гг.».
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
09.04.2024Купить в минске недорого частотные преобразователи CANROON
Частотные преобразователи CANROON купить в Минске
08.04.2024ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером продукции FARMERTEC и HOLZFFORMA на территории ЕАЭС.
ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером Farmertec Power Machinery Co., LTD.
07.04.2024Успешно работаем на рынке инженерных изысканий с 2010 года-Геоэкопроект ООО
Геоэкопроект ООО выполняет:обследование оснований фундаментов и инженерно-геологические шурфы.
07.04.2024ООО «Калина» является предприятием с замкнутым циклом производства
ООО «Калина» создано в 1996 году.
05.04.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»