Новости

Изгнание посредников с рынка

Август — традиционно беспокойный месяц для бизнеса. Не стал исключением и этот год. Сюрпризом для юридических лиц стало требование покупать товары на территории Беларуси только у поставщиков, являющихся производителями товаров, а также их официальных торговых представителей. Такое решение содержится в постановлении Совмина от 28.07.2009 № 991 (см. с.13 Информбанка), вступившем в силу со 2 августа. Этот документ уже успел повергнуть в панику и недоумение бизнесменов, менеджеров и юристов страны. Первый вопрос, возникший у них: как руководствоваться нормативным актом столь неясного содержания?
Установленное требование распространяется на все юридические лица независимо от организационной правовой формы и от того, за счет каких средств производится закупка, — собственных, заемных или бюджетных. Почему-то акцент сделан именно на организационной правовой форме юрлиц (хотя для УП, ООО ОДО или АО различий в закупках практически нет), а не на формах собственности. Последние, впрочем, согласно ст.13 Конституции РБ и так равны. А поскольку каких-либо оговорок на их счет в постановлении нет, оно распространяется на всех юрлиц — с долей государства и без нее, коммерческие и некоммерческие.. Но если процедуры госзакупок строго регламентированы, то в остальных случаях до сих пор собственник и менеджмент сами определяли круг контрагентов предприятия.


Интересно, что индивидуальные предприниматели в постановлении № 991 не упомянуты вовсе. Стало быть, купить товар они смогут у кого угодно. Иные владельцы частных унитарных предприятий, созданных во исполнение Указа № 302, чего доброго, пожалеют об утраченном статусе ИП. Впрочем, продать товар предприниматель, не удостоенный звания официального представителя, сможет только себе подобным или иным физическим лицам. И благодаря Таможенному союзу с Россией ИП станет еще выгоднее заваливать страну импортом, в т.ч. «серым».


ОПРЕДЕЛЕНИЯ термина «официальный торговый представитель», в постановлении нет. Он встречается лишь в постановлении Совмина от 20.12.2008 № 1987 и в письме Минэкономики от 16.02.2009 № 31-01-08/860 «О некоторых вопросах выбора поставщиков и исполнения договоров в ходе государственных закупок», где под таковым «следует понимать субъекта предпринимательской деятельности, реализующего продукцию производителя на основании какого-либо уполномочия этого производителя по представлению его интересов (его товаров) при продаже (в торговле), выраженного в официальной форме в виде: отдельного подписанного сторонами договора (соглашения); отдельной нормы иного договора, по которому осуществляется передача товара; использования упомянутым представителем выданных (согласованных) производителем документов, именуемых как письма, доверенности, сертификаты и т.п. Уполномочие производителя должно содержать наименование субъекта предпринимательской деятельности, у которого предполагается осуществление государственной закупки».


Но данное определение в письме, не являющемся нормативным правовым актом, касается лишь определенного круга отношений. Теперь же перечни представителей должны утверждать соответствующие республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные Правительству, облисполкомы, Мингорисполком, НАН Беларуси на основании заявлений поставщиков, являющихся производителями товаров, с приложением документов, подтверждающих экономическую обоснованность приобретения товаров у официальных торговых представителей, по согласованию с заместителями Премьер-министра РБ, курирующими направления. Список таких документов, регламент включения в перечни и согласования не установлены. Получается, что работа всех организаций, занимающихся оптовой торговлей и снабжением, в т.ч. по импорту, парализована на неопределенное время. В постановлении нет даже поручений разработать соответствующие инструкции. К тому же нет никаких гарантий, что всем желающим удастся попасть в перечни. В мировой деловой практике давно выработаны свои правила взаимоотношений производителей и товаропроводящих сетей, причем государству здесь отводится роль только антимонопольного регулятора. Наших чиновников почему-то смущает, что цены у разных поставщиков различаются. Но тревожиться, наоборот, нужно, если цены у всех одинаковы, ибо это свидетельствует о ценовом сговоре, монополизации рынка, а то и вовсе об олигополии. И эти проявления будут усугубляться, если любую компанию можно выбросить с рынка, не включив в перечень «официальных представителей». Легко представить, каким мощным источником коррупции станет новая бюрократическая процедура.


Ведь при желании любые доводы экономического обоснования можно признать неубедительными. Кстати, если до сих пор оптовая надбавка, общий размер которой ограничен, делилась между всеми звеньями сбытовой цепи, то теперь, если ее полностью сосредоточить в одних руках, цены вряд ли снизятся.


www.neg.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом