Новости

Не верь глазам своим

Почему цены растут как на дрожжах, а статистика этого не замечает?

Есть парадоксы кажущиеся, и они легко разрешаются.
 
Леонид ЗЛОТНИКОВ

Недоразумения возникают, как правило, когда статистика говорит про одно явление, а граждане пытаются применить ее результаты для объяснения другого.

Читать надо внимательно.

Поясним на простом примере. Официальный показатель безработицы, к примеру, достиг неестественно низкого уровня — 1% (показатель "естественной" безработицы в развитых странах составляет сейчас, как правило, 5-6%). Но это, заметим, показатель зарегистрированной безработицы.

В Беларуси он является низким в силу известных причин (например, пособие по безработице составляет около 20 USD в месяц и не стоит даже хлопот по его оформлению). Но если считать всех тех, кто хочет, может работать и ищет работу, то есть по методике Международной организации труда (МОТ), то реально безработных будет больше. В России, к примеру, одновременно с количеством зарегистрированных безработных статистика предоставляет и показатель, рассчитанный по методике МОТ. Там второй показатель в три с половиной раза превышает первый. Надо полагать, что и у нас тоже реальное количество безработных в разы превышает официальные данные.

Представляя показатели по безработице, белорусская статистика ничего не искажает. Она дает только показатель, повторим, зарегистрированной безработицы. Но официальная пропаганда этой тонкости "не замечает" и использует показатель, характеризуя безработицу в целом.

Есть парадоксы посложнее, когда для их разгадки требуется знать особенности методики расчета. Например, количество убыточных предприятий на середину 2007 г., согласно статистике, составляло 12,4% от общего числа. И в то же время, по данным той же статистики, 48% предприятий имели кредиторскую задолженность, просроченную свыше 3 месяцев.

Еще большее число предприятий государство вынуждено спасать от банкротства в настоящем или недалеком будущем: "...в 2006 г. три четверти от общего количества предприятий, находящихся в госсобственности или приравненных к ним, получили государственную поддержку в виде субсидий и ссуд" (Мясникович М. "О государственной поддержке и конкурентоспособности предприятий" // "Наука и инновации". — № 8/2007, с. 10).

Очевидно, что показатели доли предприятий, имеющих просроченную задолженность, и доли предприятий, которым государство вынуждено оказать поддержку, лучше отражают реальное финансовое состояние предприятий, чем показатель числа убыточных предприятий. Столь значительное расхождение статистических оценок в данном случае частично объясняется, опять же, методологией расчета показателей рентабельности — отсутствует учет темпов инфляции за время оборота капитала.

Для примера рассмотрим сельское хозяйство. За первое полугодие 2007 г. рентабельность реализованной продукции составила 7,6%, а индекс роста цен производителей (по этим ценам обеспечивается воспроизводство фондов сельского хозяйства) составил за полгода 116%. Если учесть, что оборот капитала в сельском хозяйстве не менее полугода, то очевидно, что вся отрасль реально (по показателю критической рентабельности) убыточна. (Не говоря уже о том, что часть затрат на сельское хозяйство сейчас попадает на баланс предприятий других отраслей.) Можно предположить, что количество реально убыточных предприятий сельского хозяйства далеко от данных статистики (1,7%).

Собака зарыта в корзине.

А теперь рассмотрим более сложный парадокс в статданных, который уже не объяснишь особенностями используемой методики. За 1996-2005 гг. реальная средняя зарплата, по статистике, увеличилась почти в 3,5 раза. В то же время производство ВВП выросло в 1,9 раза, а доля зарплаты в ВВП практически не изменилась (увеличилась с 36 до 39%). Попросту говоря, пирог, от которого отрезается кусок на зарплату, вырос в гораздо меньшей степени, чем отрезаемый кусок, при сохранении доли куска в пироге.

Еще парадокс. Беларусь вышла на уровень 1990 года по показателю ВВП на душу населения в 2003 году, а Россия в конце 2006 года достигла лишь 97% от базового уровня. Но сейчас в России ВВП на душу населения и средняя зарплата в полтора раза выше, чем в Беларуси!

Можно было бы привести данные по легкой промышленности, которая превзошла объем производства 1990 года, по данным статистики, примерно в 1999 году. Но объем производства в натуральных показателях и по очень детальной номенклатуре (45 наименований) сократился в 2-4 раза. При этом нельзя сослаться на рост качества изделий, поскольку сократился выпуск изделий из натуральных тканей и кожи. (Более детально см. в статье "Рост без результата" //"Малый и средний бизнес в Беларуси". — № 15, декабрь 2003.)

Можно полагать, что читатели "БР" могли бы привести и другие примеры отклонения статистики от реальной ситуации.

Итак, где же разгадка более сложных парадоксов?

Ответ содержится в особенностях применения методов расчета индекса потребительских цен (ИПЦ). Этот индекс используется для устранения влияния инфляции при расчете динамики различных показателей (например, рост реальной зарплаты, объемов производства, товарооборота). Если темпы инфляции занижены, то различные показатели окажутся завышенными. Что, собственно, и происходит.

ИПЦ рассчитывается по изменению во времени стоимости определенного набора (корзины) товаров и услуг. И, как говорится, собака зарыта в этой корзине. Об этом рассказывают специалисты по методологии статистики: "...определение индекса реальных доходов населения имеет некоторую условность, так как индекс потребительских цен учитывает рост цен на ограниченный самый дешевый набор товаров и услуг, а не весь перечень товаров и услуг в розничной сети. Кроме того, его величина зависит от уровня регулирования цен государством. Правильнее было бы использовать индекс розничных цен, если бы он рассчитывался в республике. В результате влияние цен на динамику номинальных доходов населения учитывается не в полном объеме" ("Статистика. Показатели и методы анализа". — Мн., 2005, с. 345).

Вот пример используемых статистикой цен потребительских товаров в Беларуси в мае 2007 г. (взяты из статистического сборника СНГ, где применялись для сравнения цены в столицах Содружества). Говядина 1-й категории — 7.620 BYR/кг, брюки мужские из костюмной полушерстяной ткани — 57,3 тыс. BYR (в 2,7 раза дешевле, чем в Москве. Далее в скобках указано, во сколько раз дешевле, чем в Москве). Платье для девочек из полушерстяной ткани — 22,2 тыс. BYR (в 2,9 раза), колготки женские из эластика — 5.269 BYR (в 2 раза), полуботинки мужские модельные на подошве из натуральной кожи — 68,2 тыс. BYR (3,6 раза), телевизор стационарный цветной — 307 тыс. BYR (в 3,3 раза).

Из приведенных данных по отдельным товарам можно предположить, что белорусские предприниматели должны везти из Беларуси одежду, обувь и бытовую технику на Черкизовский рынок в Москву. Но реально ситуация противоположная — везут в Беларусь.

Очевидно, что население потребляет не только "говядину на костях" или наиболее дешевые товары отечественного производства, рост цен на которые контролирует государство и отслеживает Минстат. Поэтому ИПЦ еще как-то отражает соответствие доходов и расходов наименее обеспеченных семей, которые бензин не покупают и квартир давно не ремонтируют. Для всех остальных категорий населения реальную ситуацию отражал бы индекс розничных цен по всему кругу товаров и услуг и по всему объему их потребления в стране. Ситуация аналогична оценке безработицы, когда реальное положение мог бы прояснить не показатель "зарегистрированной", а показатель безработицы, рассчитанный по методике МОТ. Но его, как и показатель розничных цен, Минстат не рассчитывает.

Не нравится — не замечаем.

Насколько индекс розничных цен был бы выше ИПЦ, если бы его все-таки рассчитывали?

Об этом можно получить некое представление из следующих данных. Зарплата с учетом ИПЦ в 1996-2005 гг., как отмечалось выше, выросла в 3,5 раза. Темпы роста реальной зарплаты в этот же период, но измеренные (опять же, по данным статистики) количеством наборов товаров и услуг (корзина МПБ), которые можно на нее приобрести, увеличились в 1,9 раза. Реальная зарплата, пересчитанная в долларах (одинаковой покупательной способности), тоже увеличилась примерно в 1,9 раза, то есть во столько же раз, во сколько ВВП. Отсюда следует, что ИПЦ занижен, по крайней мере, в 1,84 раза (3,5:1,9). Но это в среднем и в уже прошедшем периоде. Сегодня расхождение может быть выше.

Население почувствовало, что розничные цены, от молочных продуктов до цемента, в 2007 г. значительно возросли. Однако прирост потребительских цен (сентябрь 2007 г. к декабрю 2006 г.), по данным Минстата, составил всего лишь 5,4%.

Как следует из сказанного выше, для большей части населения (примерно 80%) реальная инфляция, то есть обесценение доходов, гораздо выше официальных данных. Из опыта прошлых лет можно предположить, что инфляция была в 1,5-2 раза выше, чем сообщалось официально. В 2007 г. она составит не менее 15-20%, а не 8-10%, как по прогнозам.

Соответственно, показатели успехов белорусской экономики оказываются завышенными. В том числе завышен и показатель ВВП, который оперативно рассчитывается статистиками по сумме доходов субъектов хозяйствования, населения, предприятий, государства с добавлением чистого экспорта.

Хочешь жить — гони липу.

Ответственность за выполнение плановых показателей, которые отражают благие намерения правительства, но в большинстве случаев не учитывают реальную экономическую ситуацию (что в принципе невозможно), заставляют хозяйственных руководителей в ряде случаев "делать" показатели вместо необходимых людям товаров и услуг.

В подтверждение — только один пример. Первый секретарь Рязанского обкома партии в хрущевские времена был маяком для всей страны по увеличению производства и закупок мяса. Но когда в течение двух-трех лет он перерезал весь скот области и больше нечем было поддерживать рост, — застрелился.

Приписки есть и в Беларуси. Например, А. Лукашенко поручил новому руководителю Минской области Л. Крупцу обратить особое внимание на приписки, которых в области стало особенно много. Например, из 23 проверенных в этом году сельхозорганизаций области, отметил президент, в половине выявлены вопиющие факты приписок в статистической отчетности валового надоя молока.

Есть и работа на склад. "Инстинкт самосохранения" толкает руководителей наращивать одновременно объемы производства и убытки от деятельности. В недалеком прошлом это признали 38% директоров, еще 22% отметили, что такое иногда случается. Почти столько же (57%) увеличивают объемы производства одновременно со снижением рентабельности (по результатам опроса 334 директоров, проведенного Институтом приватизации и менеджмента (ИПМ). См. Ракова Е. "Директор-пессимист — не профессия, а реальность" // НЭГ. — № 52/2003).

Часто предприятия увеличивают объем производства при наличии у них больших запасов готовой продукции. "Вряд ли даст эффект погоня за валом, — говорил Г. Н. Горбацевич, директор лидского ОАО "Лакокраска" в 2003 г. — чтобы выполнить показатель, выраженный в тоннах краски и лака, мы вынуждены продолжать гнать устаревшую продукцию, оседающую затем на складах" ("Времени для постепенного реформирования уже не осталось" // "Директор". — № 10/2003, с. 4).

Вот еще свежий пример, уже ставший классикой. На 1 октября 2006 года запасы бытовых часов на складах предприятий (в основном ОАО "Луч") превышали объем месячного производства в 16,3 раза, на 1 октября 2007 г. — уже в 30,9 раза! Надо полагать, дирекция "Луча" не хотела наносить вред экономике страны, работая на склад. Очевидно, что этого не хотели на всех этажах "вертикали". Но чтобы остановить подобные процессы, пришлось бы на самом верху отказаться от директив на увеличение "прогнозных" показателей, отказаться от оценки деятельности предприятия по показателям знаменитого вала, который и сгубил советскую экономику.

Но как тогда управлять страной и что делать с "белорусской моделью", суть которой — максимально возможная управляемость государством всеми процессами в экономике? Кому тогда нужна бюрократия?

Одной рукой государство заставляет выпускать ненужную продукцию и делать приписки. Это, очевидно, вносит свой вклад в повышение цен. Другой рукой оно пытается сдержать рост цен административными методами (в 2007 г. предприятия могут сами повышать цены не более чем на 0,5% в месяц). В общем, бюрократия при деле.

Подключайте холодильник к телевизору.

Административное давление с целью обеспечить рост "прогнозных" показателей имеет свои пределы, за которыми оно приводит в конце концов к обратным результатам.

При Сталине за невыполнение планов хозяйственных руководителей иногда объявляли саботажниками и репрессировали. Так, за провал плановых показателей по производству товаров легкой промышленности в 1-й пятилетке было расстреляно более 20 человек из отдела легкой промышленности Госплана СССР. Но жесткие требования к руководителям привели к тому, что директорат в прямом смысле "насмерть" отстаивал заниженные плановые показатели для своих предприятий. В результате это привело к снижению объемов производства ряда товаров. Например, в 1940 году в СССР снизились объемы производства черных металлов и грузовиков, несмотря на то, что эти продукты были стратегическими в ожидаемой войне с Германией.

Тенденции сокрытия производственных возможностей предприятий проявляются и в Беларуси. "В последнее время также отмечается тенденция к занижению полученных результатов: чтобы на следующий период не довели более высоких показателей, — отметил министр статистики и анализа В. Зиновский в одном из интервью. — Но это единичные случаи, которые выявляются в результате проверок" ("В статистике полуправды не бывает" // "Республiка", 5 сентября 2007).

...В общем, пока деятельность предприятий будет контролироваться "сверху", а не законами рынка, искажение статотчетности неизбежно. Неизбежно в любой командной экономике. Это прекрасно обобщил Дж. Оруэлл в своей антиутопии "Скотный двор", изданной еще в 1945 году.

Так что, граждане, если хотите жить хорошо, то вспоминайте народную мудрость советского времени и опять подключайте холодильник к телевизору.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом