В начале XIX в. во Франции бытовала байка, что казнокрады и взяточники только ухмыляются, когда Наполеона при них называют «непобедимым». Как и Наполеон, придя к власти на волне общественного негодования разгулом коррупции и беспомощностью правительства, президент Беларуси смог лишь ограничить размер этого бедствия. Но, как и Наполеон, не смог победить его.
Судя по тому, что коррупционные скандалы вспыхивают время от времени и на «продвинутом» Западе, окончательная победа над коррупцией - дело грядущих поколений. Проблема нынешнего дня - максимально ограничить масштаб явления и не позволить ему оказывать существенное влияние на ход экономических процессов. Конечно, у нас - не Россия или Украина, где коррупция препятствует даже реализации важнейших национальных проектов, но у нас и сама коррупция, и активно-бюрократическая борьба с ней тоже стали существенным фактором экономической жизни.
Причем не всегда понятно, что приносит больше вреда. С одной стороны, высказанный Лукашенко российскому премьеру Владимиру Путину рецепт борьбы с коррупцией - «Сажать!» - пользуется широкой поддержкой населения и действительно позволил остановить волну коррупции, которая шла с Востока. С другой - антикоррупционный террор контролирующих органов серьезно ограничивает хозяйственную инициативу предприятий: Под угрозой волны проверок директора предпочитают не рисковать.
Так, например, за последние годы, по причине наличия отдельных фактов коррупции закрыты почти все торговые дома и филиалы предприятий в России. Сейчас, в кризис, их остро не хватает.
Сегодня президент предлагает просить о помощи в сбыте частный капитал. Но все последние годы тесное сотрудничество госпредприятия с частной фирмой вызывало подозрения и волну проверок. Кто сказал, что при улучшении экономической конъюнктуры вектор политики в данных вопросах не изменится на обратный?
Сама по себе коррупция возникает там, где административное решение дает значительный экономический эффект для просителя. Произвол чиновника или директора госпредприятия (а директор у нас, де-факто, просто чиновник), отсутствие объективных критериев выбора им решений - вот почва для коррупции. И чем больше в экономике «ручного управления», чем больше размыты критерии оценки работы чиновника или директора - тем больше вероятность появления фактов коррупции.
Объективно у нас созданы все условия для ее процветания. Я не рассматриваю здесь бытовую коррупцию - она является следствием уровня общественной морали и в условиях сильного имущественного расслоения общества присутствует всегда. Эта болезнь лечится только контролем и безработицей и существенного влияния на экономические процессы не имеет. Речь идет о той коррупции, когда чиновник, как физлицо, используя свою должность, «участвует» в прибылях хозяйствующих субъектов.
Во-первых, отсутствует анализ экономического эффекта того или иного административного решения. Аналог - ситуация начала 90-х гг., когда коррупция на предприятиях основывалась на том, что отпускные цены предприятий были существенно ниже рыночных. Сейчас вопросы посложнее (закупка товара, размещение заказа, выделение земли, приватизация и т.д.), но принцип тот же: принятое чиновником решение приносит хозяйствующему субъекту дополнительную прибыль, часть которой передается чиновнику. Вопрос анализа - почему образуется эта дополнительная прибыль? И почему чиновник вправе решать, как она должна быть использована?
Во-вторых, нам до сих пор не удалось стабилизировать цены рынка. Нестабильность цен - благодатная среда для коррупции. Хотя закупки товаров, услуг по завышенным ценам наши предприятия чаще ведут из-за безденежья: завышенная цена является платой за отсрочки платежей. На Западе предприятию на помощь в таких случаях приходят банки, у нас - только ростовщики.
В-третьих, способствует коррупции безграмотность контролирующих органов. Читая полный ошибок отчет Комитета госконтроля о проверке ОАО «Минский приборостроительный завод» или наблюдая примитивную проверку НП РУП «Кварц-авто», другой вывод о квалификации контролеров и не напрашивается. Даже когда проверяющие получают команду «Найти!», они часто тупо пытаются поймать на знакомых им мелочах.
В-четвертых, и это главное, питательная почва для коррупции - всесилие чиновника. В отсутствие объективных критериев для оценки работы предприятий и их директоров, полной беззащитности директора перед лицом вышестоящего начальства, «крышевание» коммерческих структур и промышленных предприятий приняло массовый характер. Активно усваиваются худшие традиции советской «номенклатуры»: «непотопляемость» директоров, клановость, раздел «сфер влияния». Вот это - настоящая угроза для экономики страны.
В таких условиях борьба государства с коррупцией напоминает бег на месте - удается только сдерживать ее развитие. В рамках «ручного управления» экономикой государства решения проблемы коррупции нет.
Решение проблемы - в прозрачности и открытости экономических процедур, в создании стандартных программ финансового анализа, позволяющих провести анализ хозяйственной деятельности предприятия за минуты, в разработке промышленной политики и конкурсности назначения директоров. Но это уже будет другая экономика.
Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции
www.belgazeta.by
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
24.09.2023ОАО «МАШПИЩЕПРОД» является лидирующим производителем нестандартного пищевого оборудования в РБ
ОАО «МАШПИЩЕПРОД» производит сухое картофельное пюре; картофель сушеный; пеллеты; чипсы; снеки
23.09.2023Собственное производство солнцезащитных систем
Гаражные ворота от ЧУПП "Система плюс"
20.09.2023Незабываемые прогулки по Припяти!
Приглашаем в путешествие по реке Припять
17.09.2023ОАО Белпромимпэкс-региональный дилер Toyota Material Handling Europe
ОАО Белпромимпэкс это крупнейший в Беларуси склад запчастей для погрузчиков
05.09.2023ООО Ренисибер-Наш Хлебозавод
ООО Ренисибер-Наш Хлебозавод