Новости

Резерв без возможности
Сельское хозяйство может отказаться от дотаций

Белорусские сельхозпроизводители могут выйтина положительную рентабельность благодаря повышению закупочных цен на сырье. Это даст возможность наращивать объемы его производства.

Беседовал Алесь СЕРЖАНОВИЧ

О стратегии работы белорусских сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий корр. "БР" беседует с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаилом САВЕЛЬЕВЫМ.

— Михаил Геннадьевич, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на продовольственном рынке Беларуси?

— За ситуацию на продовольственном рынке отвечает не только Минсельхозпрод. Задача Министерства сельского хозяйства и продовольствия — произвести столько продуктов питания, чтобы хватило для удовлетворения потребностей на внутреннем рынке. Из 5 млн. тонн произведенной нами молочной продукции для внутреннего потребления нужно 2.700 тыс. тонн. Весь остальной ресурс — это ресурс для поставок на экспорт. Если мы производим 90 тыс. тонн сыра в год, то внутреннее потребление составляет 29 тыс. тонн. Если производим 85 тыс. тонн масла, то определяющее потребление внутри страны составляет 38 тыс. тонн. Мы производим около 600 тыс. тонн мяса, на экспорт поставляем около 140 тыс. тонн мяса и мясопродуктов. Я привел эти цифры для того, чтобы показать, что мы произвели столько, что этого с лихвой хватает для обеспечения внутреннего потребления населения. О дефиците продукции не может идти и речи.

— Тогда с чем были связаны некоторые перебои в поставках продуктов на прилавки магазинов?

— Этот вопрос нужно задать представителям Министерства торговли. Продажу продукции должен организовывать Мингорисполком и Минторг. Минские гормолзаводы были первоначально ориентированы на удовлетворение потребностей города Минска. И сегодня руководство должно смотреть: ты должен выполнить первостепенную задачу, которая перед тобой поставлена, а потом продавать в другие места, а не наоборот. Поэтому должна быть расторопность руководителей, которые организовывают торговлю. Потребность города Минска — 512 тонн цельномолочной продукции в день. Если раньше порядка 230 тонн цельномолочной продукции поставлялось из областей, то сегодня в Минск поставляется около 320 тонн с заводов по всей республике. Ресурс и продукт есть. А торговле нужна организованность — определение основных приоритетов и направлений.

— Вы являетесь председателем межведомственной рабочей группы для оперативной выработки предложений по решению проблемных вопросов, связанных с реализацией продовольственных товаров. Чем она будет заниматься?

— Рабочая группа изначально должна определить, какой объем сырья необходим для мясокомбинатов и молочных заводов, для того чтобы полностью обеспечить молочной продукцией город Минск. Она также призвана определить сырьевые зоны, чтобы не возить сырье через всю страну.

Объемы поставок уже определены Мингорисполкомом — порядка 310 тыс. тонн молока на год. При такой загруженности молочные заводы будут полностью обеспечены сырьем. И тогда из других областей можно не возить молоко. Мы не заставляем возить. Но это выгодно. Почему "Беллакт" не должен продавать свою продукцию в Минске? Почему слуцкий завод не должен продавать? Разнообразие ассортимента благотворно влияет на покупателя. Я считаю, что движение продукции из других областей — это правильное направление.

Что касается минских молочных заводов, то они в этом году поставили в другие области продукцию в объеме 300 тыс. тонн. Но возникает другой вопрос. У нас уменьшился ассортимент. Если гормолзавод не обеспечил поставки на прилавок, то зачем вести в другие регионы?

— Если заводы поставляют продукцию в другие регионы, то, значит, им это выгодно?

— Конечно, заводам выгодно. Ведь регионы ставят вопрос: "Почему мы должны возить сырье? Мы можем возить готовую продукцию".

— В последнее время наметилась тенденция организации экспорта продовольственных товаров через Белорусскую универсальную товарную биржу. Насколько выгодно для предприятий выходить на биржу?

— В торговле через биржу есть преимущества. Мы убираем посредников. На бирже продаются сухое молоко, сыры. И цена по сравнению с прошлым годом возросла в 2-2,5 раза. Это нормальная тенденция. Биржа создает определяющую цену, на которую можно ориентироваться. Это тоже очень удобно для производителя. То есть он уже смотрит, что именно такая цена сложилась, и ниже, чем по этой цене, он уже не продает.

— Так, может, действительно продавать мясо через биржу?

— А никто не запрещает продавать через биржу мясо, муку. Это дело производителей. Кроме того, у нас есть и товаропроводящие сети. Производитель может сам торговать через Интернет, и на его запрос смотрят покупатели. На его сайт сразу сбрасывается информация, что кто-то готов купить по некоей первоначальной цене. Никто же не запрещает этого. Все нам нужно указы, законы писать... Торгуйте, пожалуйста!

Но возникают и другие вопросы. Мы заключили, например, межправительственное соглашение, что Москве нужно поставить определенный объем продукции, а на биржевых торгах выиграл, к примеру, Тбилиси. Как поступить? Ты можешь продавать и не через биржу, но биржевая цена определяющая. И мы продаем не ниже биржевой цены, но конкретному покупателю, так как у нас есть соглашение.

— А насколько распространены "серые" схемы поставок продовольствия в Россию? Например, на прошлой неделе Россельхознадзор распространил заявление о том, что один из импортеров белорусского мяса — "ТД "Беларусь" — подделал разрешение на ввоз, и материалы проверки Россельхознадзора переданы в российское МВД.

— У нас с Россией есть договоренности, есть общий перечень документов, который должен быть у того, кто провозит продукцию. Но у нас с ней нет границы. Такие нарушения есть и с российской стороны. Но это не крупные фирмы. Это "мешочники" — я их так называю. Мы на уровне государства не должны опускаться до таких мелких разбирательств. Мы обмениваемся информацией с российской стороной. Это обычная рабочая ситуация, но нельзя сказать, что какая-то вакханалия творится, что наши предприятия, которые прошли аттестацию, без разрешения вывозят продукцию. Границ нет с Российской Федерацией. Мы сейчас проводим совместные мероприятия с МВД, чтобы прекратить эту деятельность "в мешках". Но там сто дорог — в Россию через Смоленск. Самые основные методы — это все-таки экономические, а не административные. Экономический рычаг поставит все на свои места. Российская сторона нам говорит: "Все, что есть, привозите". У нас нет квот и ограничений по объему ввоза. А незаконным ввозом продукции занимаются не производители, а частные предприниматели или какая-то фирма.

— То есть это незначительные объемы...

— Совершенно верно. Есть нарушения "частного извоза". Россияне просят везти больше. Но мы определили ресурс, который можем ввезти. Например, мы определили, что свинина нам необходима для внутреннего потребления, для увеличения объема производства наших перерабатывающих комбинатов. Говядину продаем, сыр продаем. У нас были переговоры с Москвой. Они просят поставить 2 тыс. тонн масла. Но мы их не можем дать. У нас ресурс до конца года примерно 500 тонн.

— А есть ли у белорусских предприятий резерв мощности?

— Вы учтите, что если произведем больше масла из сырья, то мы не произведем молочной продукции столько, сколько нужно. Сначала определяется не резерв, сколько следует произвести масла, а сколько можно произвести всех видов продукции. У нас есть большие возможности по переработке сырья. Хотелось бы, чтобы мы надоили не 5 млн. тонн молока, а 10 млн. тонн. И мы работаем над этим. Качество нашего продукта довольно высокое, и он всегда будет востребован. Основная задача Минсельхозпрода — увеличение производства, а не распределение. Распределяет пусть Министерство торговли. Если все будут заниматься распределением, то некому будет производить.

Нам надо увеличить объем производимого сырья, то есть молока и мяса. Наши молокозаводы и мясокомбинаты где-то на 80% загружены по объемам.

— Именно в связи с этим Минсельхозпрод настаивает на увеличении закупочных цен?

— Минсельхозпрод настаивает на увеличении закупочных цен потому, что в связи с ростом цен на энергоносители затраты на производство продукции животноводства тоже растут. Это нереально и это неправильно. У нас закупочные цены в два раза ниже, чем в соседних государствах. И это заставляет "мешочников" перевозить продукты. Например, при производстве говядины у нас рентабельность минус 18%. Это ненормально. Если у нас закупочная цена на молоко составляет 480 BYR за 1 литр, то в России — 990 BYR. Если закупочная цена на свинину в Беларуси составляет 3 тыс. BYR за 1 кг, то в Брянской области — 6 тыс. BYR. Нужно подкорректировать цены, чтобы производитель работал не в убыток себе. Например, у колхоза "Прогресс" уровень надоев, привеса, затраты кормов соответствуют европейским. Но не получается баланс. Закупочная цена низкая. Поэтому мы выступили инициаторами повышения закупочных цен.

— Насколько могут вырасти закупочные цены?

— Раньше молоко закупалось по цене 435 BYR за 1 литр, а сейчас стало 480 BYR за 1 литр. Мы подали заявки в Минэкономики, чтобы поднять закупочные цены на молоко на 25%, на говядину — на 10%, на свинину — на 7%, на птицу — на 10%. Мы просчитали, что при эффективном подходе и при таких закупочных ценах производителям не нужно никаких государственных дотаций.

При этом рентабельность будет порядка 10%. При такой рентабельности можно нормально жить, а при 20% уже можно вести расширенное производство.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом