Новости

Гадания на кофейной гуще

В древние времена при дворе каждого правителя имелись маг, чародей или астролог, которые путем соответствующих их специализации гаданий готовили для правителя его стратегические решения. Позже их должности надолго заместили генералы, которые ошибались в своих расчетах-гаданиях значительно реже. С уходом войны как средства решения вопросов между государствами на периферию мировой политики, при всей громоздкости аппаратов госуправления с их службами национальной безопасности, генштабами и дипломатами, стратегию государства в среднесрочной перспективе формируют экономисты. С их расчетами вынуждены считаться и политики, и дипломаты, и военные.

Для подавляющего большинства государств планеты вопросы дефицита госбюджета или темпов роста ВВП оказываются важнее, чем срочная покупка новых танков. Например, КНДР оказалась готова обменять свою ядерную программу на экономическую помощь. Как правило, танки нужнее там, где экономическая политика провалилась и срочно требуется найти внешнего виновника. Сегодня на планете царствует демократия, и любое правительство стремится хотя бы соблюдать ее внешний антураж. Даже там, где военные реально влияют на внешнюю и внутреннюю политику или президент играет в «отца нации», внешне соблюдается благопристойность: выборы, партии, пресса. Все как у других. Но для любого правительства, любого диктатора кто-то готовит его решения.
В советские времена наличие тесных личных связей между членами правительств западных стран и крупным бизнесом воспринималось как свидетельство всевластия монополий. Вопрос всевластия - спорный, но что такие связи позволяют в режиме реального времени получать информацию для подготовки экономических решений - очевидно. Плюс конкуренция и конфликты интересов различных групп, разработки независимых институтов, давление прессы. Все вместе они ставят разработку и проведение экономической политики государства под контроль, непрерывно ее шлифуя и корректируя.
У нас, как обычно, свой путь. Вся экономическая политика страны сводится к обеспечению выполнения бюджета. Точнее, бюджета потребления. Как будет развиваться страна? На какой базе? Все эти вопросы ставятся, но механизм их решения отсутствует. Кто должен готовить решения?
Уникальность белорусской экономической модели сегодня заключается в господстве в экономике почти по-советски организованного госсектора при открытых экономических границах.
Минпром просто утонул в массе подведомственных предприятий, успевая отслеживать ситуацию только на самых крупных из них. Все сводится к выдавливанию из предприятий пресловутых «показателей», которые к реальному положению предприятия на рынке, его техническому уровню и финансовому состоянию отношения просто не имеют.
Минэкономики провалило разработку экономической политики страны, допустив «проедание» промышленности. Межотраслевые и территориальные дисбалансы - целиком на совести этого министерства. Мало того, министерство оказалось не в состоянии разработать методическое обеспечение экономического анализа работы предприятия: существующие формы отчетности громоздки и ничего не говорят о реальном экономическом положении предприятия. Плановые отделы под методическим руководством Минэкономики из штабов предприятий превратились в ненужные придатки, занятые лишь производством красивых справок, отчетов и бизнес-планов. Сегодня Минэкономики не располагает ни кадрами, ни базой для разработки экономической политики страны.
Особый разговор - имеющиеся в республике аж два НИИ экономического профиля. Вместе с вузовской наукой они могли бы представлять большую силу. Но о серьезных разработках белорусских экономистов что-то не слышно. Разве что диссертации руководящие кадры предприятий и госаппарата защищают успешно. Проблема тут в том, что аппарат советской экономической науки, рассчитанный на анализ проблем большой закрытой экономики, вообще не пригоден для анализа проблем малой (по мировым меркам) открытой экономики Беларуси.
Судя по темам защищаемых диссертаций, качеству подготовки молодых специалистов экономического профиля (почти все их знания являются заблуждениями), белорусская экономическая наука оказалась не готова ответить на вызов времени. В конце концов, падение «Луча», «Горизонта», «Мотовело», трудности «Гранита» и многих других - на совести белорусских экономистов, не сумевших выстроить жизнеспособные предприятия, когда те в какой-то момент находились в условиях сверхблагоприятной конъюнктуры. А ведь научный потенциал в республике есть. Просто он не востребован.
Последний орган, способный организовать разработку экономической и промышленной политики республики, - администрация президента, принявшая на себя многие функции ЦК КПБ советских времен. Судя по подбору советников по экономическим вопросам, не способных к крупной организаторской работе даже при своей высокой квалификации, таких задач администрация даже не ставит.
Поэтому остается давать указания и заслушивать отчеты о их невыполнении. С оргвыводами. А в остальном - а вдруг повезет? То ли шальной инвестор забредет, то ли кредит удастся выцыганить.
Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции


http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом