Новости

У крупных попёрло

Правительство Беларуси мечется в поисках прибыльных бизнес-планов для госпредприятий. То за молочные заводы возьмется, то за овощные базы, то за стеклотару или комбайны, вместо того чтобы воспользоваться опытом лучших компаний мира, представленных в известном рейтинге Fortune-500.

Кризис не тётка

Компании рейтинга Fortune-500 - это элита мирового бизнеса. В 2008г. их выручка составила $10,7 трлн., в них работает 25,6 млн. человек. Из-за кризиса компании потеряли 37% рыночной стоимости, а прибыль упала на 85%. Получив в 2006г. рекордное количество прибыли - $785 млрд., в 2007г. вошедшие в список Fortune-500 расслабились до $645 млрд., а в 2008г. данный показатель вообще упал до $98,9 млрд.
В 2006г. банки, страховые компании и другие финансовые организации заработали рекордную прибыль - $257 млрд., почти треть всей прибыли 500 крупнейших компаний мира. В 2008г. финансовый сектор потерял $213,4 млрд. Но, несмотря на это, солидным компаниям гораздо проще пережить кризис благодаря инвестициям в современные технологии и реализации долгосрочной стратегии. Например, нет сомнений, что успешно переживет любой кризис компания Johnson & Johnson, которая с момента выхода на фондовый рынок в 1944г. имеет среднегодовую доходность по акциям 17,1%.
Быстрее всех в мире в 2008г. росла компания Alliance Boots. По сравнению с 2007г. ее прибыль увеличилась на 748% и составила $170 млрд. На втором месте по данному показателю оказалась United Parcel Service. Рост прибыли составил 686%, превысив $3 млрд. Очень удачно сработала China United Telecommunications, обеспечив рост прибыли на 283%. В Top-500 компаний мира оказались также Bombardier (рост прибыли на 218%), Israel Corp. (+183%) и Deutsche Telekom (+179%). Первый год кризиса оказался успешным для McDonald's (+80%), Henkel (+42%) и Nestlй (+88%).
Самым крупным в мире работодателем является американский розничный гигант Wal-Mart Stores с 2,1 млн. рабочих мест. На втором месте находится крупнейшая китайская компания China National Petroleum - 1,62 млн. занятых. Следом идет еще одна китайская структура - энергетическая сетевая компания State Grid (1,54 млн.) занятых. В американской почтовой компании U.S. Postal Service работает 765 тыс. человек, в китайском нефтехимическом гиганте Sinopec - 640 тыс., в China Telecommunications - почти 500 тыс. сотрудников. Один McDonald's создал рабочих мест (400 тыс.) больше, чем все белорусское машиностроение и автомобилестроение вместе взятые.
Из 500 крупнейших компаний мира потеряли деньги 104. Худшего года не было в последние 70 лет. Наибольшим лузером стала американская полугосударственная страховая компания Fannie Mae. Исправить кредитную историю не помогла даже протекция правительства США - в 2008г. компания потеряла $58,7 млрд.
Вторым по размеру убытков лузером мира стал Royal Bank of Scotland - минус $43,2 млрд. баланса. В тройку самых крупных мировых лузеров вошел американский банкрот General Motors, потерявший $30,9 млрд. Увлеченные эконометрическим прогнозированием, известные своей уолл-стритовской распальцовкой банки также потеряли огромные деньги: Citigroup - $27,7 млрд., UBS - $19,3 млрд. Среди лузеров значатся автомобильные компании, страховщики, производители компьютеров и электроники.
Эксперты журнала Fortune используют еще такой критерий оценки эффективности секторов, как выручка на одного работника. По этому индикатору мировым лидером в 2008г. стала нефтепереработка, где показатель превысил $3 млн. На втором месте оказалась оптовая продажа товаров для здоровья - более $2 млн. Следом идет энергетика с годовой выручкой на одного работника в $1,4 млн. Для сравнения: в автобизнесе этот показатель в 2008г. составил $439 тыс., в телекоммуникации - $523 тыс., в производстве продовольствия - $341 тыс., в продаже компьютеров и офисного оборудования - $293 тыс.
По показателю «активы на одного работника» лидерами среди всех секторов стали банки с показателем $9,9 млн. На втором месте оказались страховщики жизни и здоровья - $7,9 млн., на третьем - страховщики имущества и несчастных случаев ($3,7 млн.). В металлургии на одного работника приходится $375 тыс. активов, в производстве продовольствия - $536 тыс.

Учиться не поздно

Год глобального кризиса оказался очень успешным для магазинов компании Dollar Tree (499-е место в рейтинге). За 2008г. эта компания увеличила выручку до $4,6 млрд., а акции подорожали на рекордную для компаний Fortune-500 величину - 60,8%. Концепция магазинов данной фирмы очень проста: продавать все, от конфет до кухонной утвари, за $1 или меньше. Чем не концепция для белорусской розничной торговли?
На втором месте по доходности акций в кризисном 2008г. оказалась компания Family Dollar Stores с объемом годовой выручки $6,98 млрд. (359-е место) и ростом цен акций на 38,9%. Данная сеть магазинов сделала ставку на кулинарию, дешевую одежду и нижнее белье. Средний чек на одного покупателя - $10. Опять же вполне копируемая в наших условиях концепция.
Третье место по темпам роста цены акций в 2008г. заняла компания Nash-Finch (492-е место) с объемом выручки $4,7 млрд. и ростом цены акций на 29,6%. Эта американская компания является вторым в США крупнейшим оптовиком продовольствия в супермаркеты, объекты розничной торговли, а также для американской армии и имеет нишу в сегменте органического продовольствия.
Стоит отметить успех компании World Fuel Services (137-е место) с оборотом $18,5 млрд. и ростом акций в 2008г. на 28,3%. По всем внешним признакам эта компания должна была упасть - она поставляет топливо в аэропорты, морские порты и в другие подобные инфраструктурные объекты. На фоне падения объема грузов и пассажироперевозок менеджеры сумели настолько переформатировать работу, что добились роста цен акций на 28%.
Американская компания Amgen (168-е место, оборот в 2008г. - $15 млрд.) подтверждает тезис о перспективности инвестиций в биотехнологии. За счет нового лекарства от остеопороза (denosumab) она увеличила цену акций на 24,4%. Для сравнения: жесткий контроль Минздрава Беларуси делает выпуск новых лекарств несбыточной мечтой. Поэтому наши фармацевтические компании перебиваются на дженериках в условиях жесткого протекционизма от импортных производителей.
Компания Omnicare (392-е место, $6,3 млрд. выручка) зарабатывает деньги на поставке лекарств и услуг для стареющих беби-бумеров (поколение американцев, рожденных после войны во время демографического бума). В Беларуси и Европе стариков становится все больше, но почему-то в нашем регионе на демографии деньги делать не научились. Omnicare оказывает услуги более чем 1 млн. жителей домов престарелых в США. Подобную нишу могли бы активно разрабатывать белорусские компании, предоставляя медицинские, рекреационные услуги и отдых для стареющей Европы. К сожалению, такую концепцию развития белорусской экономики в правительстве вообще не рассматривают.
В Беларуси чиновники активно продвигают гипермаркеты вместо городских рынков. А американский Wal-Mart Stores (2-е место в Fortune-500 с выручкой $405,6 млрд.) успешно работает без административного ресурса и конфликта с малым бизнесом. Поражающий демократичностью цен розничный гигант увеличил стоимость акций на 20% - и это без инструкций Минторга и прогнозных показателей из Вашингтона. Wal-Mart радует десятки миллионов потребителей во всем мире неслыханными в Беларуси скидками. И никакого согласования с Минэкономики.
Белорусские производители красок испытывают далеко не лучшие времена, а компания Rohm & Haas (281-е место, $9,6 млрд. выручки), производящая краски и электронные технологии (урок для «Интеграла») в кризисный 2008г. сумела добиться роста акций на 19,4%. Удачное слияние (в отличие от белорусской концепции реструктуризации в виде присоединения колхозов к прибыльным предприятиям) с Dow Chemical Co. привело к тому, что цена акций увеличилась с $45 до $78.
Сеть магазинов компании Ross Stores (384-е место, выручка - $6,5 млрд.) дает хороший урок для хронически убыточных предприятий «Беллегпрома». Компания продает дешевые и качественные товары под девизом «Одевайтесь за меньшие деньги!». В какой-то степени белорусские рынки и ИП являются аналогом американского Ross Stores, но пока наши власти ИП изживают, акции американского продавца одежды на фоне кризиса увеличились на 17,6%.
И еще одна замечательная идея для белорусского бизнеса, которую в США успешно реализует компания AutoZone (380-е место, выручка - $6,5 млрд.). Благодаря услугам по мелкому и капремонту автомобилей на фоне резкого падения объема новых машин AutoZone добилась роста цены акций на 16,3%. Расширение сети ремонтных мастерских, улучшение качества услуг, бонусы для постоянных клиентов - вот незамысловатые антикризисные рецепты на данном сегменте рынка.

Крупнейшие компании мира в 2008г.
N Компания Выручка, $ млрд. Прибыль, $ млрд.
1. Royal Dutch Shell 458,4 26,3
2. Exxon Mobil 442,9 45,2
3. Wal-Mart Stores 405,6 13,4
4. BP 367,1 21,2
5. Chevron 263,2 23,9
6. Total 234,7 15,5
7. ConocoPhillips 230,8 -17,0
8. ING Group 226,6 -1,1
9. Sinopec 207,8 2,0
10. Toyota Motor 204,4 -4,3
11. Japan Post Holdings 198,7 4,2
12. General Electric 183,2 17,4
13. China National Petroleum 181,1 10,3
14. Volkswagen 166,6 7,0
15. State Grid 164,1 0,7
16. Dexia Group 161,3 -4,9
17. ENI 159,3 12,9
18. General Motors 149,0 -30,9
19. Ford Motor 146,3 -14,7
20. Allianz 142,4 -3,6


Лучшие сектора экономики
(рентабельность, return on revenues) в 2008г., %
№ Сектор экономики Доходность на выручку, %
1. Добывающая промышленность, нефть 19,8
2. Фармацевтика 19,1
3. Табак 12,3
4. Пищевые продукты 11,9
5. Товары для дома и личной гигиены 9,9
6. Телекоммуникация 7,5
7. Промышленное машиностроение 7,1
8. Стройматериалы, стекло 6,5
9. Космос и оборона 6,2
10. Транспортные услуги 6,1
11. Сетевое и телекоммуникационное оборудование 5,4
12. Банки 5,2
13. Напитки 4,2
14. Здравоохранение и страхование здоровья 3,7
15. Металлы 3,7
16. Энергетика 3,5
17. Химическая промышленность 3,2
18. Специальные розничные сети 3,1
19. Торговля 2,8
20. Почта, доставка грузов 2,8

Источник: Fortune-500, 2009г.

Ярослав РОМАНЧУК

http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом