Новости

КИТАЙЦЫ ВЕРНУТ БЕЛОРУСАМ РЫНОК
«Горизонт» и Midea Group создали СП

16 октября «Горизонт» и китайский холдинг Midea Group зарегистрировали СП, разговоры о котором велись уже год, а 25 октября руководство холдинга принял президент Беларуси.

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Александр Лукашенко с оптимизмом заметил: «Уверен, что следом за вами… к нам придут и другие». Трудно поспорить: если Китай - стратегический партнер Беларуси, то как-то странно наблюдать за не очень бурными темпами прихода китайцев на наш рынок. В чем дело - в китайском капитале или в белорусском рынке? Чтобы снять этот неизбежно возникающий вопрос, президент заверил: «Бизнес компании в Беларуси будет под надежной защитой… Более того, мы предлагаем вам расширить свое присутствие в Беларуси, в центре Европы».

Основатель, председатель правления и владелец контрольного пакета Midea Group Хэ Сянцзень не стал отрицать заманчивости этого предложения: «В Беларуси наблюдается устойчивое развитие и социальная стабильность. Минск - очень красивый и чистый город. Я заметил огромное желание белорусских коллег много работать. За короткий срок пребывания в Беларуси у меня появилась уверенность в необходимости инвестировать в вашу страну».

Справка «БелГазеты». Компания Midea основана в 1968г. В 1992г. преобразована в АО, в 1993г. зарегистрирована на фондовой бирже Shenzhen. Основная специализация - производство бытовой и климатической техники, кухонных приборов, электромоторов, компрессоров, разработка IT. Владеет семью производственными комплексами общей площадью 1015 тыс. кв. м. Персонал - около 28 тыс. сотрудников и порядка 2 тыс. ИТР. У холдинга собственные системы материального обеспечения, логистики, сервисная сеть, научно-исследовательские и дизайнерские центры. Продукция экспортируется с 1994г. и сегодня представлена в 120 странах мира. Сбытовая сеть охватывает Гонконг, Южную Корею, Японию, Россию, Германию, Великобританию, Канаду, США. Midea Group входит в тройку ведущих производителей бытовой техники КНР и сотрудничает с крупнейшими глобальными производителями бытовой техники и электрооборудования: Toshiba, Nec-Rycsan, Sanyo (Япония), Emerson (США). Годовой оборот за 2005г. - $5,7 млрд., годовой объем продаж - 10,6 млн. изделий. В 2006г. холдинг произвел продукции на $7,5 млрд., к 2010г. планируется увеличить этот показатель до $12 млрд.

Вне зависимости от того, чем завершится приход Midea Group на отечественный рынок, холдинг - серьезный игрок. Однако не стоит думать, что СП с «Горизонтом» является для него прорывом в центр Европы. По мере роста холдинг активно скупал активы других предприятий отрасли: например, в 2004г. приобрел 50,5% специализирующейся на холодильниках Maytag-Royalstar и 42,4% выпускающей кондиционеры HuaLing. Из хронологически и географически близких инвестиционных проектов назовем производство СВЧ-печей во Всеволожском районе Ленинградской области, протокол о создании которого подписан в ноябре 2006г. ($60 млн. инвестиций, до 500 человек персонала, запланированная мощность - 500 тыс. микроволновок в год). Кстати, китайцев не смутил находящийся по соседству завод итальянской Merloni TermoSanitari S.p.A. (Ariston).

Если производство бытовой техники во всеволожских лесах нацелено на рынки России, СНГ и Балтии, то оглашенные гендиректором ОАО «Горизонт» Юрием Предко планы белорусско-китайского СП куда обширнее: Предко сообщил «Интерфаксу», что Беларусь избрана «в качестве производственной площадки в Западной Европе», не говоря уже о СНГ.

Справка «БелГазеты». По данным «Интерфакса», в уставном фонде СП доля Midea составляет 30%, белорусской стороны - 70%. Уставной фонд - $7 млн. Продукция СП будет поступать на рынок под различными брендами, принадлежащими Midea Group. Производство бытовой техники начнется во II полугодии 2008г. В первый год планируется выпустить около 460 тыс. СВЧ, затем в течение трех лет увеличить объем их производства до 2 млн. в год. В дальнейшем СП освоит пылесосы, кондиционеры и другую технику.

По оценке Предко, «в ближайшее время китайская сторона инвестирует в развитие производства $150-200 млн.», а «если белорусская сторона будет претендовать на увеличение своей доли в уставном фонде, она также будет вкладывать финансовые средства в развитие производства». Напомним, что гендиректор «Горизонта» ранее заявлял «Интерфаксу», что СП поможет «вернуть белорусским производителям отечественный рынок», определяя ориентировочный объем выпуска микроволновых печей в 600 тыс. в год, долю «Горизонта» в уставном фонде - в 90%, а стоимость реализации первого этапа проекта - в $250 млн. Когда речь шла об этих показателях, планировалось, что предприятие выйдет на окупаемость на третьем году работы, а прибыль будет оставаться в Беларуси.

Разнобой с цифрами можно объяснить не только переговорами, всегда сопровождавшимися коррекцией условий сотрудничества, но и тем, что белорусы еще не вполне освоили гибкие аутсорсинговые схемы работы. Пока отечественная промышленность рвалась к высотам прогнозных показателей, мировые производители строили сборочные цеха по периметру Беларуси. В итоге в интерьер среднестатистической белорусской квартиры органично вписались стиральные машины и СВЧ-печи LG, Indesit, Samsung и др., собранные в России и на Тайване: 80% белорусского рынка бытовой техники (емкостью до $2 млрд. в год) приходится на импорт. Уверенно чувствуют себя на родине только телевизоры и холодильники, остальное выглядит вяло. Например, 19-дюймовый монитор «Горизонт» при цене в $312, по оценке onliner.by, проигрывает импортному «корейцу» за $295 со счетом 6:1!

Так что в любом случае приход Midea пойдет на пользу. В 2007г. «Горизонт» уже собирался объединяться с «Витязем», открывал СП в Венесуэле, инициировал создание государственной сетевой торговой компании… Лучше пробы и ошибки, чем простой на месте, уже обошедшийся отечественным производителям очень дорого. Предко не скрывает, что залог конкурентоспособности будущего СП - разница между стоимостью комплектующих и отпускной ценой продукции, оцениваемая им в $840 млн. Ранее он заявлял, что на внутреннем рынке «Горизонт» будет реализовывать продукцию под собственным брендом, признанным «национальным достоянием». Стоимость бренда Midea (см. диаграмму), по данным самой компании, выросла с $1,3 млрд. в 2002г. до $3,4 млрд. в 2005г., по «Горизонту» аналогичной статистики нет: «национальное достояние», понятное дело, бесценно. Однако ясно, что в Европу продукцию белорусско-китайского СП точно будут экспортировать под другими марками. Главное, не перестараться: белорусов всегда губили тиражирование крупных партий, дороговизна рабочей силы и маркетинговая неповоротливость. Теперь надежда на китайских товарищей.

И не только на них: в пятницу «Интерфакс» сообщил, что кандидатуры «Горизонта» и «Атланта» в качестве потенциальных производственных партнеров рассматривает Samsung.

Как бы то ни было, модернизация и диверсификация производства (с возможным вынесением за городскую черту) наверняка освободили бы часть принадлежащих ЗАО «Горизонт» площадей в столице. И это стало бы дополнительным поводом для оптимизма: традиционно менеджмент госпредприятий с коммерческой недвижимостью справляется лучше, чем с бытовой техникой.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

15.12.2017IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года
IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года

15.12.2017В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления
В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления

14.12.2017За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства
За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства

13.12.2017Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации
Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации

12.12.2017IBA Group на конференции «Код информационной безопасности» в г. Астане
7 декабря 2017 года IBA Group приняла участие в очередной из серии конференций «Код информационной безопасности».


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2017
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
МИД    

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2017 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом