Новости

Связаные одной цепью

Второй энергосаммит, состоявшийся в Вильнюсе, принес первые плоды. Представители профильных министерств Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины подписали межведомственный договор по сотрудничеству в энергетике, который предусматривает достройку нефтепровода по маршруту Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Таким образом, заложена политическая основа реализации международного транспортного проекта, создающего теоретические предпосылки для изменения ситуации на европейском рынке энергоносителей.

Хотя начало саммита не предвещало ничего хорошего. Российский президент Владимир Путин не только проигнорировал саммит, но и сумел заинтересовать встречей в Кремле другого потенциального участника конференции - президента Франции Николя Саркози. Аналогичный случай произошел на первом саммите в Кракове, куда не прибыл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, занятый обсуждением перспектив реальных российско-казахстанских энергетических проектов. С тех пор ни Россия, ни Казахстан так и не подтвердили своей заинтересованности в обустройстве Балто-Черноморского энергетического коридора, что ставит под сомнение экономическую составляющую проекта.

Справка «БелГазеты». Протяженность нефтепровода «Одесса-Броды» составляет 674 км; рассчитан на прокачку 14 млн. т нефти. Его строительство завершено Украиной в 2002г. Проект рассчитан на доставку каспийской нефти европейским потребителям, но из-за отсутствия поставщиков нефтепровод простаивал до 2004г. С этого времени по нему прокачивают российскую нефть в реверсивном направлении до нефтяного морского терминала «Южный», расположенного в районе порта Одесса. Согласно украинско-польским планам, до 2008г. должен быть подготовлен договор по достройке нефтепровода «Одесса-Броды» до Плоцка. С участием европейских экспертов был выбран один из пяти альтернативных вариантов маршрута прокладки нефтепровода, который позволял сэкономить $100 млн. на строительстве трубопровода и насосных станций, поскольку был самым коротким (на 70 км), не проходил через реки и не вторгался в природоохранные польские зоны. Но Варшава не согласилась с предложенным вариантом и наметила другой маршрут, который не только длиннее, но и пролегает через территорию заповедника, нарушая экологические нормы Евросоюза. Те самые законодательные нормы, которые также должны неукоснительно соблюдаться при строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ), прокладываемого по дну Балтийского моря и которые, по мнению властей Польши и стран Балтии, собираются нарушить строители.

Страны-участницы не скрывают, что нефтепровод, проведенный в обход России, станет альтернативным маршрутом для доставки каспийской нефти в Европу. Они очень надеются, что с его вводом в строй (не ранее 2012г.) появится действительно реальная возможность противостоять энергетическому диктату Кремля и покупать энергоносители по более умеренным ценам. Однако этим надеждам в полном объеме вряд ли суждено сбыться. Пока только Азербайджан является единственным потенциальным поставщиком нефти по новому маршруту. Азербайджанский государственный нефтяной концерн SOCAR готов уже в следующем году изыскать свободные объемы нефти, но продавать ее по бросовым ценам явно не собирается.

Представители Азербайджана постоянно напоминают: лишь подтвержденный коммерческий эффект может стать гарантией участия республики в строительстве нефтепровода и поставки по нему сырья. Министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев также подтвердил возможность присоединения республики к проекту, но только после разработки детального плана и оценки затрат на доставку сырья. «Если эти условия будут приемлемы, азербайджанское госпредприятие SOCAR начнет поставлять сырье», - приводит слова азербайджанского министра польская газета «Речь Посполита».

Тем самым Азербайджан, не испытывающий дефицита в покупателях каспийской нефти, просто продемонстрировал свои добрые намерения. В Минске эта позиция Баку хорошо известна, и белорусское руководство даже в столь невинной форме, как подписание соглашения, не спешит подтверждать свою заинтересованность в Балто-Черноморском проекте до тех пор, пока республика получает дешевую российскую нефть. Азербайджан тоже руководствуется не голыми политическими принципами, а пытается получить коммерческую выгоду еще до начала эксплуатации нефтепровода. Так, компания SOCAR уже добилась того, что была допущена на розничный рынок нефтепродуктов на Украине. Теперь вот Литва готова позволить SOCAR создать сеть автозаправочных станций. Но это лишь мелкая компенсация за потенциальную готовность Азербайджана выступать в роли потенциального поставщика нефти для нового трубопровода.

Впрочем, коммерческими, а не политическими соображениями руководствуются все участники конференции. Польский министр экономики Петр Возняк прибыл в Вильнюс с явным намерением связать обсуждение проекта строительства электромоста между Литвой и Польшей с вопросом строительства АЭС в Игналине. Министр заявил, что «Польша не хочет быть пассивным инвестором», и потребовал обеспечить поставку трети электроэнергии, производимой Игналинской АЭС, пригрозив в противном случае отказом Польши от участия в строительстве электромоста. Реакция литовской стороны последовала незамедлительно. Встречу с высоким гостем из Польши отменили и президент Валдас Адамкус, и премьер-министр Гядиминас Киркилас. Этот скандал польская пресса назвала «атомным». 

Таким образом, идея США о проведении регулярных конференций с целью создания общего транзитного пространства для транспортировки энергоносителей подтвердила свою плодотворность. Она уже показала, что в своих действиях все участники энергетических международных проектов и саммитов руководствуются преимущественно коммерческими соображениями, а не стремлением во что бы то ни стало противостоять бывшей метрополии. В свою очередь, нежелание Москвы участвовать в подобных проектах тоже не банальное политическое упрямство, а вполне понятный набор действий, направленный на сохранение высокого уровня доходности, свойственного экспорту углеводородов.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом