Новости

Не продаётся!

Логика малой открытой экономики проста: во время бума за счет внешней торговли и инвестиций она растет быстрее, чем другие страны. Зато во время падения она страдает больше, сокращая ВВП и уровень доходов.


Яичница, сэр!

В январе-апреле 2009г. Беларусь экспортировала в Россию товаров на $1,89 млрд., на 47,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Импортировала оттуда на $4,45 млрд. (на 39,4% меньше). Это настоящий болевой внешнеторговый шок, на который белорусское правительство реагирует, как впавший в детство слепой и глухой старик, который продолжает улыбаться в телекамеру и твердить: «А мы все равно вырастем. Нам все равно повезет».
За 4 месяца этого года доля России во внешней товарной торговле нашей страны составила 48%. Когда восточный сосед по разным причинам не покупает наши традиционные товары, у нас наступает кризис. Ответ на вопрос, почему не покупает, вторичен. Вопреки народной мудрости и здравому смыслу власти и руководители крупного госбизнеса 15 лет складывали яйца в одну корзину. Корзина упала и «яйца» на сотни миллионов долларов (складские запасы) превратились в яичницу. Съесть ее за раз невозможно, оставить на потом тоже нельзя - испортится.
Белорусские госпредприятия не обладают нужной управленческой и маркетинговой гибкостью, чтобы ситуацию скорректировать. Да и отечественные товары по своим потребительским свойствам - это явно не iPod-ы, Gilette-ы или Pampers-ы, чтобы даже в кризис нравится людям по всему миру.


Помоги себе сам

Надежды на Голландию, которая сама переживает острый кризис, явно не оправдываются. Экспорт в эту страну составил 18% от общего объема экспорта, но по сравнению с прошлым годом сократился на 51,5%. Не спасет нас и Украина - за первых 4 месяца т.г. мы продали ей на 59,8% меньше, чем за такой же период 2008г. Богатая Германия тоже страдает рецессией от мирового кризиса, поэтому купила у нас товаров на 45,7% меньше. Польша тоже экономит на импорте: за январь-апрель 2009г. закупки в Беларуси уменьшились на 52,8%. Сократился экспорт в Великобританию (на 64,4%), Китай (21,8%) и Латвию (29,9%). А Литва побила все рекорды - снижение белорусского экспорта туда достигло 68,9%.
Это значит, нет стран, которые могли бы заместить экспорт из России. Накопленные резервы толковые правительства предпочитают тратить на адаптацию к кризису и обновления производственной базы. А профукавшие период чрезвычайно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (Беларусь в их числе) вынуждены продавать активы.

Колбасная загадка

Торговля с Россией в I квартале 2009г. закладывает формат торговли на весь год, а специфика экспорта позволяет спрогнозировать дальнейшую активность главного санитара российского рынка Геннадия Онищенко. Так, в январе-марте 2009г., по сравнению с аналогичным периодом 2008г., физический объем свежей и охлажденной говядины вырос на 40,6%, а стоимостный - на 31,5%. Такая же ситуация по замороженной говядине (+29,8% физического объема) и свинине (+30). В стоимостном выражении белорусские предприятия поставили на российский рынок говядины и свинины на $102,4 млн., что на 21% больше, чем в I квартале 2008г. При такой динамике не исключено, что российское аграрное лобби начнет активно возмущаться белорусской мясной экспансией.
Динамика по молочным продуктам схожа с изменением мясной торговли. В I квартале 2009г. молока и несгущенных сливок в физическом объеме Беларусь продала России на 83,8% больше, а в стоимостном - только на 8,9%. Данная товарная статья дала $11,2 млн. выручки. Экспорт по статье «молоко и сливки сгущенные и сухие» в физическом объеме вырос на 21,3%, а в стоимостном - упал на 40%.
Экспорт йогурта и кефиров увеличился на 12%, но прибыль от продажи упала на 8,4%. При практически неизменном объеме экспорта сливочного масла выручка по нему сократилась на 33,1%. Беларусь резко увеличила экспорт сыра и творога, на 45,9%, незначительно сократив выручку (на 1%).
Зато при падении физического объема экспорта колбас в Россию (-10,5%) выручка увеличилась на 6,9%. Это своеобразная колбасная загадка, потому что за I квартал 2009г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, цены на экспортное мясо упали на 11,1%.
Резко упал экспорт рыбы (минус 61,5% в физическом выражении и минус 47,1% в стоимостном), зато порадовали экспортеры сахара - им удалось продать в Россию на 56,8% больше в физическом объеме и на 33,9% в стоимостном.

Промышленная депрессия

Чрезвычайно успешным стал I квартал для производителей цемента. В физическом объеме они продали в Россию в 69 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Соответственно, и выручка выросла в 27,4 раза, превысив $3 млн. Но это не большие деньги, если учитывать блокировку цементных поставок прошлого года.
Россияне заметно меньше купили шин, бумаги и картона, синтетических нитей. На удивление удержались на уровне прежнего года и по некоторым позициям даже превзошли его производители легпрома. Отечественная верхняя женская одежда (+5% стоимостного объема) нравится россиянам гораздо больше, чем мужской текстиль (минус 57,5%), но на том, что под ней (корсетные изделия), начали существенно экономить.
Противоречива ситуация по хим- и стройматериалам. Беларусь заметно меньше стала продавать керамической плитки и стекловолокна, зато существенно вырос экспорт полуфабрикатов из нелегированной стали. Резко упал спрос российского рынка на металлоконструкции из черных металлов, зато вырос экспорт гвоздей, кнопок и скоб.
Кризис в российском автопроме и машиностроении предопределил падение экспорта двигателей внутреннего сгорания (-69,2% в физическом объеме и -78,5% в стоимостном). Непростые времена переживает Минский завод холодильников.
Есть над чем задуматься производителям дорожной техники: минус 83,1% в физическом объеме и 86,1% в стоимостном. Это, по сути, остановка сектора.
Проспали время принятия адекватных антикризисных мер белорусские машино- и автостроители. Экспорт тракторов и седельных тягачей в Россию в физическом выражении упал на 49,2%, в стоимостном - на 70,5%. Еще хуже положение по грузовым автомобилям - минус 82,9% и на 88,1% соответственно. Такое состояние называется полным схлопыванием рынка. Потому что в условиях работы на заемных средствах «на склад», большинство кредитов банков и правительства едва ли можно считать возвратными.
Не Россия заставляла создавать нас экономику, «заточенную» по десяткам важнейших товарных позиций исключительно на российский рынок. И вопреки правительственному оптимизму длинная опасная полоса промышленного и финансового ненастья вряд ли в ближайшее время станет взлетной.

Доля России в экспорте отдельных белорусских товаров


Товар Доля России от общего объема экспорта % в стоимостном выражении
2003г. 2006г. 2007г. 2008г. I кв. 2009г.
Мясо 99,9 99,9 99,9 99,7 99,96
Телевизоры 98 89,7 95,9 97,6 98,1
Обувь 93,9 88,7 90,1 91,9 93,3
Трансформаторы - 94,6 93,9 95,2 91,0
Бытовая аппаратура для приготовления пищи 88,2 81 79,9 81,4 89,2
Обои 75,5 73,7 76,7 78,0 84,5
Холодильники 85,2 82,5 81,4 80,2 84,0
Молоко 98,7 96,2 87,9 92,3 84,1
Дорожная техника - 84 84,1 86,7 82,1
Рыба 98,7 82 80,5 79,0 80,6
Плитка керамическая 80,8 50,8 55,5 66,2 79,5
Тара пластмассовая - 86,2 85,7 80,5 79,2
Металлообрабатывающие станки 77,8 72 74,9 72,8 76,6
Двигатели внутреннего сгорания - 82,1 84,1 85,7 74,0
Мебель 77,1 72 72,8 77,7 72,6
Подшипники 67,3 65,3 65,3 65,5 64,8
Стекловолокно - 49,8 48,2 55,8 57,6
Прицепы, полуприцепы 84,8 80,9 78,1 77,5 56,4
Провода изолированные - 74,5 70,6 70,4 56,5
Седельные тягачи 80,2 75,3 80,6 79,2 54,6
Лекарства 70 56,5 59,3 57,9 54,5
Волокна синтетические 70,2 59,8 54,3 49,5 51,0
Шины 69 31,7 38,4 41,3 45,5
Тракторы 49 48,6 45,8 54,3 37,0
Грузовые автомобили 75 68,9 65,6 69,8 36,1
Полимеры этилена 54,7 41,3 42,8 41,0 26,9
Черные металлы 44 28,8 38 33,0 18,8
Источник: Белстат 2003г., 2006-09гг.

Ярослав РОМАНЧУК


http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом