Изменить систему мониторинга малого бизнеса, приблизить ее к международным стандартам и тем самым упростить статистическую отчетность этого сектора экономики предлагает Совет по развитию предпринимательства в РБ.
В ближайшее время эксперты совета намерены подготовить и представить правительству концепцию организации комплексного мониторинга малого бизнеса в Беларуси. Предполагается сократить статистическую отчетность для малых предприятий, внедрить другие формы получения информации по данному сектору экономики (выборочные обследования, опросы предпринимателей и т. д.).
Работа проводится в рамках совместного проекта Совета и Программы развития ООН по формированию благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства в стране. Сейчас эксперты анализируют недостатки действующей системы мониторинга, а также изучают международный опыт в этой области.
В нынешнем виде статистическая отчетность не совсем устраивает как самих субъектов малого бизнеса, так и органы госуправления, отвечающие за развитие предпринимательского сектора, прозвучало недавно на одном из семинаров Совета. Причем аргументы у обеих сторон схожие: действующая статистическая отчетность предусматривает слишком большое количество показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность субъектов, а следовательно, требует от них существенных затрат времени на заполнение отчетов. Основная масса малых предприятий отчитывается по форме 1-МП один раз в год. Однако треть из них - четыре раза в год: по итогам каждого из первых трех кварталов и в целом по году. При этом годовая форма отчета содержит более ста двадцати показателей, квартальная - более тридцати.
От квартальной отчетности малых предприятий можно было бы вообще отказаться, потому что сводные данные формируются с большим опозданием и фактически устаревают. К тому же квартальная отчетность в последующем существенно корректируется по итогам года. Поздно приходит и годовой статистический сборник о деятельности малых предприятий — обычно во второй половине следующего за отчетным года. Было бы у предприятий не сто, а 20 - 25 показателей, как в Европе, и органам статистики было бы легче, и предприятиям проще.
Еще один важный момент, на который обращают внимание эксперты: сектор малого бизнеса исследуется у нас отдельно от экономики в целом. Этим наша система мониторинга существенно отличается от европейских стран, где малое предпринимательство изучается не само по себе, а в рамках общих исследований экономики. Например, в ходе изучения какой-либо отрасли предприятия выделяются по численности занятых, объему производства продукции и т. д., что позволяет оценить структуру различных отраслей. Обследование там, как правило, не сплошное, а выборочное и всего один раз в год, а то и реже.
В Беларуси применяются как сплошное, так и выборочные обследования сектора малого предпринимательства. Вклад малых предприятий в общие результаты социально-экономического развития страны оценивается путем определения их удельного веса в основных экономических показателях: численности работников, ВВП, выпуске товаров и услуг, объеме производства продукции, инвестициях товарообороте, выручке от реализации, внешнеторговом обороте.
При этом если показатели объема производства, инвестиций, товарооборота, выпуска, выручки, внешнеторгового оборота присутствуют в форме №1-МП, то величина ВВП, создаваемого малыми предприятиями, рассчитывается отдельно. ВВП, приходящийся на сектор малых предприятий, рассчитывается по республике в целом, без областного деления, согласно общей методологии расчета ВВП. Он определяется производственным методом как сумма добавленных стоимостей отраслей, поясняют эксперты.
Некоторые малые предприятия и вовсе не попадает в статистику по данному сектору. Например, по форме №1-МП не отчитываются субъекты хозяйствования со списочной численностью в среднем за год от 16 до 100 человек, входящие в состав концерна Беллегпром. Они представляют информацию каждый месяц по форме 1-п и другим формам статотчетности согласно Табеля форм статистической отчетности. В то же время, если малые предприятия "охвачены" статотчетностью даже излишне, то мониторинг развития сектора индивидуального предпринимательства практически отсутствует, а это около 200 тыс. субъектов.
Проблема мониторинга любого социально-экономического явления или процесса всегда имеет несколько аспектов. Государственные органы, как правило, стремятся располагать обширной информацией, потому что она является источником для принятия экономических решений. Однако сбор и обработка любой информации чреваты дополнительными затратами как для государства, так и для субъектов хозяйствования, приводят аргументы заинтересованные стороны.
Найти оптимальный вариант решения проблемы как раз и планируется в рамках упомянутого проекта. Для этого придется оценить возможности получения необходимой информации в рамках нынешней системы, сформировать необходимый для принятия решений перечень показателей и внести предложения правительству по изменению действующей системы мониторинга.
В получении регулярной и достоверной информации о развитии предпринимательства заинтересован широкий круг субъектов, у которых, в свою очередь, различные информационные потребности по этому сектору. Чтобы учесть пожелания всех заинтересованных сторон, при разработке методики национального мониторинга малого предпринимательства планируется провести анкетный опрос представителей госорганов, бизнес-ассоциаций, субъектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и других.
Дмитрий ЕРМАК
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
05.04.2024Группа компаний «ПОЛЫМЯ»
Группа компаний «ПОЛЫМЯ» – это производственный кластер , который решает все потребности аграриев.
04.04.2024Косилку АС-1 Амкодор купить недорого
Амкодор-Можа ООО косилку АС-1 купить
01.04.2024Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"
Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"
31.03.2024Безопасность пищевой продукции Могилевский ЦСМС РУП
Могилевский ЦСМС РУП безопасность пищевой продукции
30.03.2024Наши квалифицированные специалисты помогут Вам подготовить заявку на сертификацию разработанной системы менеджмента
Могилевский ЦСМС оказывает помощь в разработке систем менеджмента СТБ ISO 9001-2015