Новости

Отхлебнем нефти из Казахстана

Российские СМИ ревностно отслеживают внешнеэкономические успехи белорусского правительства и подсчитывают суммы, на которые заключил контракты премьер Сергей Сидорский в Казахстане. По их оценкам, «с помощью Казахстана Беларусь сможет ликвидировать дефицит во внешней торговле». Однако в это трудно поверить, поскольку транскаспийский трубопровод по-прежнему существует только в виде проекта, а Беларусь все еще не готова покупать даже российскую нефть по мировым ценам.

Белорусское руководство не первый год грезит гигантскими объемами товарооборота с Казахстаном. Еще в июне прошлого года вице-премьер Иван Бамбиза пообещал «за год достичь объема товарооборота в $1 млрд.». Сказано это было сразу после церемонии подписания в Минске документов о сотрудничестве между правительствами двух стран. Но за 2006г. показатель объема торговли достиг всего лишь $334,3 млн., а за семь месяцев 2007г. - $305,1 млн. Это в два раза меньше той величины, которая могла бы позволить хотя бы к концу 2007г. выйти на желанный показатель в $1 млрд. В структуре товарооборота двух стран явно не хватает нефти. Но благодаря этому обстоятельству не Казахстан, а Беларусь имеет положительное сальдо торгового баланса - $118,3 млн.

Поэтому можно не сомневаться в искренности премьера Казахстана Карима Масимова, сообщившего о наличии интереса к транзиту нефти через Беларусь и ее переработке на белорусских НПЗ. Но в прошлом году точно такую же заинтересованность выразил Иван Бамбиза, произнеся практически те же самые слова. Однако тогда перспективы дальнейших поставок энергоресурсов из Казахстана в Беларусь связывались «с созданием единого евразийского пространства, которое снимет все барьеры». Об этом же мечтал вслух и Александр Лукашенко, прощаясь с Газизом Алдамжаровым - бывшим послом Казахстана в Беларуси: «Если бы мы решили транспортную проблему, уверен, что имели бы товарооборот не в $1 млрд.».

Уже в ноябре прошлого года Россия похоронила последние робкие надежды на этот счет, не разрешив увеличить поставки казахстанской нефти в Беларусь железнодорожным транспортом в целях загрузки Новополоцкого предприятия по транспорту нефти «Дружба». Из Новополоцка эта нефть должна была попасть по трубе в Литву на Мажекяйский НПЗ. Жаль, не дошла: якобы по техническим причинам. К своей трубе Россия союзников ни под каким соусом не подпускает, а о льготных тарифах на перевозку грузов железнодорожным транспортом в ЕврАзЭС теперь уже и речи нет.

Реализация программы экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС отложена до вступления всех стран-участниц в ВТО. И сегодня планы по транзиту казахстанской нефти могут рассматриваться только в расчете на транскаспийский трубопровод (по дну Каспийского моря), идея реализации которого отошла на второй план сразу после того, как Россия и Казахстан договорились о строительстве прикаспийского трубопровода (в обход Каспийского моря).

Проект транскаспийского трубопровода с выходом в Европу через украинскую территорию предполагал дальнейшее строительство нефтепровода «Одесса-Броды» до польского Плоцка. В этом случае Беларусь получала бы возможность обеспечивать себя нефтью в обход России. Но президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поверг участников альтернативного проекта в глубокое уныние, предложив наполнять трубы заодно и российской нефтью. Кроме того, представители Казахстана высказали свою заинтересованность в приватизации некоторых украинских НПЗ, связав это условие с планами по поставке казахстанского сырья.

Белорусскому руководству, которое продолжает рассчитывает на нефть из Казахстана, последнее обстоятельство тоже стоит учитывать, поскольку от подобных предложений (откуда бы они ни поступали) официальный Минск до сих пор отказывался, ссылаясь на отсутствие «добросовестных» инвесторов. Руководство Казахстана тоже наверняка вспоминает о том, что еще в 2005г. оно было готово поставлять нефть на «Нафтан», если бы белорусы согласились на его реконструкцию с участием казахских инвестиций. Но белорусская сторона тогда обошлась собственными силами, и сотрудничество не сложилось.

Наблюдатели гадают о возможной цене нефти, поставляемой из Казахстана. Хотя еще два года тому назад Газиз Алдамжаров выразил позицию своей страны предельно ясно: «Независимо от того, кто будет покупать нашу нефть, цена все равно общая и всем известная», исключив возможность обсуждения каких бы то ни было льготных цен при поставке в Беларусь казахстанской нефти.

С тех пор позиция руководства Казахстана не изменилась. Зато произошли перемены в условиях поставки российских энергоносителей в Беларусь. И тем не менее российская нефть как была самой дешевой для нашей страны, так и останется, пока будет действовать льготная экспортная пошлина. Возможность транспортировки нефти в Беларусь железнодорожным транспортом через российскую территорию следует рассматривать только в случае чрезвычайных обстоятельств. Но с учетом большого транспортного плеча поставленная по этому маршруту казахстанская нефть станет по-настоящему золотой для белорусских НПЗ.

Верить же в то, что казахстанская нефть пойдет транзитом через Беларусь, конечно, можно. Случится это сразу, как только вступит в строй транскаспийский нефтепровод, который действительно может стать реальной альтернативой российским нефтепроводам. Но если ЕС впредь будет больше рассуждать об ослаблении своей независимости от российских энергоносителей, нежели строить трубопроводы, то произойдет это очень нескоро. Пока же в Европе думают, Сергей Сидорский улучшает внешнеторговое сальдо проверенным способом - открывая во всех концах света новые площадки по сбору белорусских тракторов и комбайнов.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом