Новости

Либерализация белорусской экономики, похоже, застопорилась: власть не делает существенных шагов в направлении экономической свободы.

Представители бизнеса отмечают некоторую стагнацию в деле экономической либерализации. Официальная точка зрения, впрочем, совершенно иная.

Беларуси достигнуты значительные результаты в плане либерализации экономики", — сообщил недавно на пресс-конференции в Минске заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур.

Сегодня, по словам замминистра, по 60% мер, предусмотренных в Плане первоочередных мероприятий по либерализации условий экономической деятельности в 2009 году, который состоит из 52 мероприятий, приняты и подготовлены соответствующие нормативно-правовые акты.

В числе важнейших итогов проведенной в Беларуси либерализации А. Тур назвал значительное увеличение количества субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Важным, по мнению замминистра, был также переход с 1 февраля 2009 года на полноценный заявительный принцип госрегистрации субъектов хозяйствования.

Положительным моментом стала и отмена значительного количества административных процедур, совершаемых в отношении юрлиц и ИП. В транспортной сфере, например, это повлекло снижение финансовой нагрузки на субъектов хозяйственной деятельности на 30%.

Андрей Николаевич даже обиделся, что из всего спектра либерализационных достижений эксперты и пресса заметили только одно: упрощение регистрации. Однако, весьма вероятно, ничего другого и заметить было нельзя.

Действительно, ну что у нас упростилось настолько, что предприниматель почувствовал серьезное облегчение? Наверное, только регистрация.

Скажем прямо: сегодня создана действительно приемлемая система регистрации. При желании можно зарегистрировать бизнес за 20-30 минут. В регионах чуть подольше — необходимо отправить письмо "в центр" для согласования наименования фирмы. Это может занять максимум две недели. Процедура упрощена, стоимость ее уменьшена в несколько раз, отменено огромное количество ненужных препятствий на пути регистрации. То есть зарегистрировать бизнес можно без особых проблем. Но что дальше?

Простой пример — бланки строгой отчетности. Зарегистрироваться можно за полчаса, а потом еще дней 10 уйдет на получение накладных, счетов-фактур, внесение их в журналы. Такого нет ни в одной стране мира.

Или получение лицензий. Власти обещали весной принять новый декрет о лицензировании, отменить лицензирование розничной торговли и некоторых других видов деятельности, упростить процедуру получения лицензий. Весна закончилась, а декрета нет. А ведь на получение лицензии уходит в лучшем случае две недели. По многим видам деятельности этот срок составляет несколько месяцев. И все это время необходимо содержать офис, магазин, необходимый штат работников, нести связанные с этим расходы и прочее.

При этом лишиться лицензии очень просто: для этого не нужно даже судебного решения. И все — работать нельзя, хотя формально юридическое лицо продолжает существовать.

В области трудовых отношений либерализация и не начиналась. Они, как и прежде, остаются предельно формализованными.

Зарплату так и не отпустили "на свободу". Заработная плата у нас регулируется, причем с двух сторон — как сверху, так и снизу. С одной стороны, государство косвенно ограничивает максимальный размер заработной платы, которую можно отнести на себестоимость, таким образом, регулируется верхний предел. С другой стороны, государство так и не нашло в себе силы даже пообещать отменить тарифную сетку. Дебаты были, но выиграло консервативное крыло.

Но государство не только регулирует размер зарплаты работников сверху и снизу, оно еще диктует нанимателю, каким должен быть разрыв между зарплатами. В нормальной экономике, если работник хорошо работает, то ему платят много, если плохо, то нанимателя мало интересуют его дипломы и категории. Но у нас заработная плата зависит от этих факторов и бумажек. А чтобы заплатить работнику столько, сколько он стоит, нужно в рамках тарифной сетки очень серьезно "химичить". При этом за ошибки предусмотрены немалые штрафные санкции.

Может быть, с налогами у нас дела обстоят получше? Да, нагрузка снижена, но совсем незаметно. При этом не решен главный вопрос — отнесение расходов на себестоимость. Они по-прежнему регулируются разного рода нормативами.

Немного улучшилась упрощенная система налогообложения. Например, снизили ставку единого налога при упрощенной системе налогообложения с 10 до 8%. Расширен объем максимальной выручки, которая позволяет применять упрощенную систему. Но, во-первых, девальвация во многом "съела" эти расширенные возможности, а во-вторых, упрощенная система налогообложения подходит далеко не всем.

Государство вводит заградительные пошлины, то есть о либерализации даже во внешнеэкономической деятельности речь не идет. Упростился валютный контроль, но он все равно сохранился. И не только за крупными сделками, но и за небольшими. Разумеется, административные процедуры стали проще, например, паспорт сделки оформить теперь легче, но контроль все равно сохраняется.

Причем даже если формального запрета на некие действия нет, то можно воспользоваться "телефонным правом". Достаточно вспомнить недавние жалобы импортеров по поводу невозможности купить валюту. Никакого нормативного акта не было, впрочем, и валюты — тоже.

Свобода в ценообразовании была задекларирована, но ее нет. Отменили необходимость регистрации некоторых цен, но не всех. Не отменили обязанность эти цены обосновывать, составление калькуляции...

Пока нет свободы цен, говорить, что у нас экономика рыночная, не приходится. Государство вообще не должно вмешиваться в формирование цен. Деловые партнеры должны иметь возможность заключать сделки без оглядки на государство.

В начале года было принято решение о приостановлении проверок. Их стало меньше. Но все равно, как говорится, остались варианты. Во-первых, если есть информация, что совершается правонарушение, то проверку проводить можно. А поводом для этого может стать и анонимный звонок. Во-вторых, можно проверять субъекта по его же заявлению. Известны случаи, когда контролирующие органы просто звонят и говорят: если вы напишете заявление, мы вас сейчас проверим, а если не напишете, то этот мораторий когда-нибудь закончится, и тогда мы вас так проверим, что потом уже и проверять будет нечего.

Самое главное, ничего не происходит в области укрепления защиты частной собственности. Гарантии защиты частной собственности вроде бы декларируется, но конкретные механизмы этой защиты не созданы. Фискальным органам предоставлено право без решения суда списывать деньги со счета, налагать штрафы и прочее.

Впрочем, не будем пессимистами: надежды на либерализацию остаются. Тенденция к улучшению видна. Где-то стало лучше, потому что раньше было совсем плохо.


Сергей БАЛЫКИН


https://belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

14.12.2023ОАО Рассвет им. К.П. Орловского входит в десятку крупнейших сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь.
ОАО «Рассвет им. К. П. Орловского» реализует лук репчатый свежий

11.12.2023Минской овощной фабрика основа в 1963 году
Минская овощная фабрика специализируется на выращивании лечебных и пряно-ароматических трав и продукции защищенного грунта

10.12.2023Занятия с носителями языка
Кембриджская методика преподавания- лучшие преподаватели ждут вас в Минске

09.12.2023Завод железобетонных конструкций ОАО "Гроднопромстрой" производит ЖБИ-изделия,бетон,растворы,асфальтобетон с 1967 года.
Завод железобетонных конструкций ОАО "Гроднопромстрой" производит ЖБИ-изделия,бетон,растворы,асфальтобетон.

27.11.2023Сельскохозяйственное оборудование от производителя-Полымя
Борисовский завод Металлист ОАО это современное машиностроительное производсто.


15 Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация