Новости

Торг за идею

Более благоприятного момента для приобретения действующего бизнеса еще не было: на одного покупателя в республике приходится в среднем 12 продавцов. При таком раскладе потенциальный новый собственник, казалось бы, вправе диктовать свои условия покупки — так происходит сегодня в любой стране, переживающей кризис. Но только не у нас.
Судя по предложениям на интернет-площадках, касающихся продажи бизнеса, парикмахерская в минском микрорайоне «Малиновка» стоит дороже, чем аналогичный объект на московском Арбате. Тысяча квадратных метров в центре белорусской столицы оценивается в 5–6 млн. USD — за эти деньги можно приобрести в собственность ресторан на Елисейских полях в Париже.
Проблема в том, что отечественные продавцы оценивают свои предприятия исходя из фактических затрат, понесенных со дня его основания. А покупателей независимо от их гражданства интересует исключительно доходность объекта, иногда — сама бизнес-идея в ее чистом виде. Разница в подходах серьезно тормозит развитие купли-продажи готового бизнеса в республике.
По просьбе корреспондента «ЭГ» ситуацию прокомментировал руководитель проекта vashafirma.by Юрий ЭБЕР.
— Думаю, нет нужды перечислять причины, по которым почти во всех отраслях произошло падение стоимости активов. В любом случае доходность бизнеса, как стоимостный фактор при его продаже, сегодня можно принять только в качестве расчетного показателя. Чтобы назвать реальную цену нужна гораздо более глубокая и квалифицированная оценка краткосрочных и долгосрочных перспектив той или иной компании.
В этом плане, во-первых, стоит учитывать, что менее всего подверглись обесцениванию основные средства производства и недвижимость.
Во-вторых, существенно девальвировалось право аренды как составной части активов предприятия, выставленного на продажу. Это, в частности, связано с ростом курса EUR (в этой валюте пока определяются арендные ставки), увеличением минимальных сроков аренды помещений и т.д.
В-третьих, наличие рабочего персонала, лицензий (особенно строительных) сейчас лишь в минимальной степени стимулирует спрос.
Исходя из этих и ряда других факторов, можно вывести интегрированный «индекс привлекательности» объекта.
— И этот индекс сейчас складывается в пользу покупателя?
— Однозначно. Продавать бизнес следует в момент его наивысшего подъема. К примеру, в прошлом году на каждый объект приходилось около трех претендентов. Но поскольку удачный момент для совершения сделки упущен, аппетиты следует умерить.
Вновь подчеркну, в процессе «предпродажной подготовки» необходим серьезный финансовый анализ, который подтвердит, что бизнес приносит прибыль, а если он малорентабелен — представить убедительные доказательства того, что в будущем новый собственник может рассчитывать на рост доходности. Ведь вполне вероятно, что прежнему владельцу просто не хватило оборотных средств или хороших кадров, а может, он занялся не своим делом, которое будет процветать в умелых руках.
Вместо этого, выставляя бизнес на продажу, владельцы суммируют свои расходы: регистрация, ремонт помещения, получение лицензий и т.п. Но покупатель совершенно не обязан компенсировать эти затраты! Его интересует финансовая перспектива дела, сколько он сможет заработать на этом бизнесе — и не более того. В результате, как показывает практика, когда доходит до предметного торга, начальная цена уменьшается в разы.
Другое дело, когда предприниматель стабильно зарабатывает хорошие деньги, но собирается расстаться со своими партнерами или переехать в другую страну. Есть категория бизнесменов, которые 15–20 лет успешно занимались одним видом деятельности, но морально устали и хотят заняться чем-то новым. Также в этом ряду иностранные инвесторы, которые по каким-то причинам решили прекратить бизнес в нашей стране. Эти категории продавцов и формируют сейчас интересные, с экономической точки зрения, предложения на рынке.
— Какова общая структура предложения по продаже готового бизнеса?
– На 80% она сформирована из частных унитарных предприятий, причем, как правило, хозяева имеют весьма туманное представление, как их вообще можно продать.
Одни (их меньше процента) регистрируют ЧУПы в качестве единого имущественного комплекса в кадастровом агентстве. Другие пытаются преобразоваться в ООО или ОДО, не понимая, что лицензии и сертификаты, договора аренды – львиную долю бумаг – нужно будет получать по второму кругу на вновь созданное юридическое лицо. Плюс к этому встречаются совершенно замечательные по своей юридической сути попытки продать «индивидуального предпринимателя»…
По нашим наблюдениям, средняя цена бизнеса, выставленного на продажу, в Беларуси колеблется в районе 660 тыс. USD. В основном предлагают купить объекты общепита, рестораны, клубы, бары, объекты торговли, производственные предприятия. Подчеркиваю: я говорю исключительно о частном бизнесе.
– Что пользуется наибольшим спросом?
– По моим наблюдениям, заметная активность покупателей проявляется пока в двух ценовых сегментах. Во-первых, речь идет об объектах стоимостью 15-20 тыс. USD, дающих возможность зарабатывать около 1 тыс. USD в месяц. Такая покупка, к примеру, может компенсировать падение доходов семье, где один из супругов лишился заработка в результате сокращения на службе или по каким-то другим причинам.
Во-вторых, фиксируются определенные движения по объектам (обычно-производственным) стоимостью от 3 млн. USD и доходностью 50 тыс.USD в месяц. Но они привлекают преимущественно зарубежных покупателей.
Все это служит наглядным доказательством того печального факта, что средний класс в Беларуси так и не сформировался или этот класс пока остается финансово несостоятельным.
Между тем именно в «среднем» диапазоне сегодня присутствуют очень выгодные предложения. К примеру, в Минской области выставлен на продажу современный деревоперерабатывающий завод за 600 тыс. USD – фактически за половину его реальной стоимости. В столице продается предприятие по выпуску летних торговых павильонов. Все это – высокорентабельные производства, которые, сменив хозяина, могут сохранить и преумножить свой потенциал.
– Юрий Маркович, судя по вашим словам, белорусский бизнес упускает выгоду?
– На рынке, конечно, присутствуют расчетливые игроки, планирующие в результате кризисных инвестиций удвоить, а то и утроить свои состояния. Но это скорей исключения из общего правила. Большинство предпринимателей пребывает в растерянности, им нужны всесторонние разъяснения квалифицированных консультантов – юристов, экономистов, аудиторов. Без этого процесс смены собственников вряд ли удастся активизировать и выгоды, которые открывает современный период временной нестабильности, действительно будут упущены.

БеседовалВладислав ПЛАТУН

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.01.2024Основной задачей РУП «Витебский ЦСМС» является организация работы по реализации единой в Республике Беларусь политики в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия
Услуги в области охраны труда предлагает Витебский центр стандартизации, метрологии и сертификации

23.01.2024Опытный рыбхоз "Лахва" ОАО предлагает услуги переработки рыбной продукции
Опытный рыбхоз "Лахва" ОАО предлагает услуги по переработке рыбной продукции

15.01.2024ОАО «МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД» является одним из ведущих производителей подшипников в Восточной Европе
ОАО «МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД» современное экспортоориентированное машиностроительное предприятие.

13.01.2024Предлагаем устройства уничтожения информации
Аппаратные средства защиты информации

11.01.2024ОАО «Рассвет им. К. П. Орловского» реализует лук репчатый
ОАО «Рассвет им. К. П. Орловского» реализует лук репчатый


15 Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация