Новости

Торг за идею

Более благоприятного момента для приобретения действующего бизнеса еще не было: на одного покупателя в республике приходится в среднем 12 продавцов. При таком раскладе потенциальный новый собственник, казалось бы, вправе диктовать свои условия покупки — так происходит сегодня в любой стране, переживающей кризис. Но только не у нас.
Судя по предложениям на интернет-площадках, касающихся продажи бизнеса, парикмахерская в минском микрорайоне «Малиновка» стоит дороже, чем аналогичный объект на московском Арбате. Тысяча квадратных метров в центре белорусской столицы оценивается в 5–6 млн. USD — за эти деньги можно приобрести в собственность ресторан на Елисейских полях в Париже.
Проблема в том, что отечественные продавцы оценивают свои предприятия исходя из фактических затрат, понесенных со дня его основания. А покупателей независимо от их гражданства интересует исключительно доходность объекта, иногда — сама бизнес-идея в ее чистом виде. Разница в подходах серьезно тормозит развитие купли-продажи готового бизнеса в республике.
По просьбе корреспондента «ЭГ» ситуацию прокомментировал руководитель проекта vashafirma.by Юрий ЭБЕР.
— Думаю, нет нужды перечислять причины, по которым почти во всех отраслях произошло падение стоимости активов. В любом случае доходность бизнеса, как стоимостный фактор при его продаже, сегодня можно принять только в качестве расчетного показателя. Чтобы назвать реальную цену нужна гораздо более глубокая и квалифицированная оценка краткосрочных и долгосрочных перспектив той или иной компании.
В этом плане, во-первых, стоит учитывать, что менее всего подверглись обесцениванию основные средства производства и недвижимость.
Во-вторых, существенно девальвировалось право аренды как составной части активов предприятия, выставленного на продажу. Это, в частности, связано с ростом курса EUR (в этой валюте пока определяются арендные ставки), увеличением минимальных сроков аренды помещений и т.д.
В-третьих, наличие рабочего персонала, лицензий (особенно строительных) сейчас лишь в минимальной степени стимулирует спрос.
Исходя из этих и ряда других факторов, можно вывести интегрированный «индекс привлекательности» объекта.
— И этот индекс сейчас складывается в пользу покупателя?
— Однозначно. Продавать бизнес следует в момент его наивысшего подъема. К примеру, в прошлом году на каждый объект приходилось около трех претендентов. Но поскольку удачный момент для совершения сделки упущен, аппетиты следует умерить.
Вновь подчеркну, в процессе «предпродажной подготовки» необходим серьезный финансовый анализ, который подтвердит, что бизнес приносит прибыль, а если он малорентабелен — представить убедительные доказательства того, что в будущем новый собственник может рассчитывать на рост доходности. Ведь вполне вероятно, что прежнему владельцу просто не хватило оборотных средств или хороших кадров, а может, он занялся не своим делом, которое будет процветать в умелых руках.
Вместо этого, выставляя бизнес на продажу, владельцы суммируют свои расходы: регистрация, ремонт помещения, получение лицензий и т.п. Но покупатель совершенно не обязан компенсировать эти затраты! Его интересует финансовая перспектива дела, сколько он сможет заработать на этом бизнесе — и не более того. В результате, как показывает практика, когда доходит до предметного торга, начальная цена уменьшается в разы.
Другое дело, когда предприниматель стабильно зарабатывает хорошие деньги, но собирается расстаться со своими партнерами или переехать в другую страну. Есть категория бизнесменов, которые 15–20 лет успешно занимались одним видом деятельности, но морально устали и хотят заняться чем-то новым. Также в этом ряду иностранные инвесторы, которые по каким-то причинам решили прекратить бизнес в нашей стране. Эти категории продавцов и формируют сейчас интересные, с экономической точки зрения, предложения на рынке.
— Какова общая структура предложения по продаже готового бизнеса?
– На 80% она сформирована из частных унитарных предприятий, причем, как правило, хозяева имеют весьма туманное представление, как их вообще можно продать.
Одни (их меньше процента) регистрируют ЧУПы в качестве единого имущественного комплекса в кадастровом агентстве. Другие пытаются преобразоваться в ООО или ОДО, не понимая, что лицензии и сертификаты, договора аренды – львиную долю бумаг – нужно будет получать по второму кругу на вновь созданное юридическое лицо. Плюс к этому встречаются совершенно замечательные по своей юридической сути попытки продать «индивидуального предпринимателя»…
По нашим наблюдениям, средняя цена бизнеса, выставленного на продажу, в Беларуси колеблется в районе 660 тыс. USD. В основном предлагают купить объекты общепита, рестораны, клубы, бары, объекты торговли, производственные предприятия. Подчеркиваю: я говорю исключительно о частном бизнесе.
– Что пользуется наибольшим спросом?
– По моим наблюдениям, заметная активность покупателей проявляется пока в двух ценовых сегментах. Во-первых, речь идет об объектах стоимостью 15-20 тыс. USD, дающих возможность зарабатывать около 1 тыс. USD в месяц. Такая покупка, к примеру, может компенсировать падение доходов семье, где один из супругов лишился заработка в результате сокращения на службе или по каким-то другим причинам.
Во-вторых, фиксируются определенные движения по объектам (обычно-производственным) стоимостью от 3 млн. USD и доходностью 50 тыс.USD в месяц. Но они привлекают преимущественно зарубежных покупателей.
Все это служит наглядным доказательством того печального факта, что средний класс в Беларуси так и не сформировался или этот класс пока остается финансово несостоятельным.
Между тем именно в «среднем» диапазоне сегодня присутствуют очень выгодные предложения. К примеру, в Минской области выставлен на продажу современный деревоперерабатывающий завод за 600 тыс. USD – фактически за половину его реальной стоимости. В столице продается предприятие по выпуску летних торговых павильонов. Все это – высокорентабельные производства, которые, сменив хозяина, могут сохранить и преумножить свой потенциал.
– Юрий Маркович, судя по вашим словам, белорусский бизнес упускает выгоду?
– На рынке, конечно, присутствуют расчетливые игроки, планирующие в результате кризисных инвестиций удвоить, а то и утроить свои состояния. Но это скорей исключения из общего правила. Большинство предпринимателей пребывает в растерянности, им нужны всесторонние разъяснения квалифицированных консультантов – юристов, экономистов, аудиторов. Без этого процесс смены собственников вряд ли удастся активизировать и выгоды, которые открывает современный период временной нестабильности, действительно будут упущены.

БеседовалВладислав ПЛАТУН

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом