Согласно выборочному обследованию Белстата «Основные показатели материальной обеспеченности домашних хозяйств РБ» в 2008г. каждая из 3711,4 белорусских семей имела ежемесячно Br1326,2 тыс. ($607) денежных расходов и Br1029,3 тыс. потребительских ($471). Несмотря на потребительский бум, общие траты населения ($27 млрд. денежных и $21 млрд. потребительских) все равно недотянули до совокупных расходов государства, которые в 2008г. составили Br63,8 трлн. ($29,2 млрд.).
Справка «БелГазеты». Если в 2003г. мы тратили на покупку и содержание автотранспорта всего лишь 3,3% потребительских расходов, то в 2007г., после активного стимулирования государством потребления и политики антисбережений, на долю автотранспорта приходилось уже 4,1% всех потребительских расходов семьи, а в 2008г. сумма удвоилась. Это больше, чем траты семей на оплату жилищно-коммунальных услуг (7%), немногим меньше, чем общие расходы на жилье (9,5%), и существенно больше, чем затраты на товары культурно-бытового назначения.
Правительство в течение последних лет увеличивало зарплаты, пренебрегая одним из золотых правил экономики: повышение вознаграждения работникам может быть осуществлено только в случае роста производительности труда. Людей приучили к халяве и разучили думать о будущем. В итоге в глубокий кризис семьи входят в расслабленном потребительским бумом состоянии: сбережения минимальны, зато затраты на приобретенные автомобили, телефоны и другую технику постоянно растут. В 2008г. на покупку и содержание автотранспорта белорусы потратили на $1 млрд. больше, чем в 2007г. При сокращении доходов и росте первоочередных расходов на поддержание жизни (ЖКУ, продовольствие, здравоохранение) многим домашним хозяйствам придется ограничить использование автомобиля. А если правительство в стремлении залатать дырки в бюджете повысит акцизы на бензин и дизельное топливо, то и вовсе пересесть на общественный транспорт.
Пока во всем мире телефонная связь и Интернет дешевеют, на услуги белорусской связи приходится 4,8% потребительских расходов семьи. Естественно, чиновники не хотят впускать на рынок емкостью около $1 млрд. в год новые компании.
Едва ли можно ожидать снижения расходов домашних хозяйств на алкоголь и сигареты. Их доля в структуре потребительских затрат остается стабильной (в 2008г. - чуть больше $13 в месяц). При таком устойчивом спросе предсказуем рост налогов - цены могли бы упасть с появлением конкуренции.
Очень трудно будет сокращать расходы на предметы личной гигиены, здравоохранение и образование - возвращаться к советским временам хозяйственного мыла и ваты никто не собирается. Опять же лекарства и медицинские услуги могли бы подешеветь, если бы не жесткое регулирование Минздрава и ничем не оправданная агрессия против импортных лекарств.
Самым сложным в 2009г. для семей станет вопрос с банковскими вкладами на фоне падения доверия к отечественной финансовой системе. Если в 2004г. только 36,5% семей имели вклады и сбережения в банках, то в 2008г. таких было 66,1%.
Высокие доходы 2008г. в большой степени шли на ремонт жилья - 41,7% домашних хозяйств против 4,5% четырьмя годами ранее. На покупку и ремонт недвижимости белорусы потратили $1,2 млрд. В 2009г. ожидается сокращение данных расходов как минимум на $400 млн.
Самой большой статьей расходов семей остается продовольствие (в 2008г. - 38,9% всех потребительских расходов). Рынок продовольствия превысил $8,1 млрд. В США семьи тратят на продукты питания менее 10% от расходов, в богатых странах ЕС - около 15%. Именно здесь следовало бы искать возможности для экономии средств домашних хозяйств. Однако Минсельхозпрод продолжает вести ожесточенную борьбу против снижения цен на продовольствие. Именно так можно интерпретировать резкое повышение ввозных таможенных пошлин на продовольствие и сохранение торговых барьеров на свободное перемещение даже белорусских товаров внутри страны.
<PODZAG>Денежные расходы домашних хозяйств
Статья расходов |
Доля потребительских расходов, % |
Динамика, п.п. |
Годовая емкость рынка, млн. $* |
||||
|
2003 |
2007 |
2008 |
2008 к 2003 |
2008 к 2007 |
2007 |
2008 |
Продукты питания |
45,8 |
39,2 |
38,9 |
-6,9 |
-0,3 |
6876 |
8150 |
Питание вне дома (столовая, кафе, ресторан) |
2,1 |
2,3 |
2,3 |
+0,2 |
- |
397 |
489 |
Алкоголь |
2,7 |
2,3 |
2,3 |
-0,4 |
- |
397 |
491 |
Табак |
1,6 |
1,4 |
1,3 |
-0,3 |
-0,1 |
241 |
271 |
Одежда |
6 |
9,1 |
9,1 |
+3,1 |
- |
1600 |
1916 |
Предметы личной гигиены |
2,2 |
2,0 |
2,1 |
-0,1 |
+0,1 |
357 |
442 |
Здравоохранение |
3,1 |
3,0 |
3,2 |
+0,1 |
+0,2 |
528 |
669 |
Жилищно-коммунальные услуги |
11,1 |
7,4 |
7,0 |
-4,1 |
-0,4 |
1301 |
1470 |
Услуги образования |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
+0,1 |
+0,1 |
267 |
326 |
Услуги общественного транспорта |
3,1 |
3,1 |
2,9 |
-0,2 |
-0,2 |
537 |
616 |
Содержание личного транспорта |
3,3 |
4,1 |
8,2 |
+4,9 |
+4,1 |
714 |
1720 |
Услуги связи |
2,4 |
4,8 |
4,8 |
+2,4 |
- |
844 |
997 |
Источник: Белстат, «Расходы и доходы населения в РБ», 2004г., 2007г., 2008г.
*расчеты НИЦ Мизеса
Показатели роста благосостояния населения Беларуси