Новости

Как показывает опыт МЗКТ, небольшие предприятия с мелкосерийным и позаказным характером производства легче адаптируются к условиям кризиса и смогут быстрее его преодолеть.

Как показывает опыт МЗКТ, небольшие предприятия с мелкосерийным и позаказным характером производства легче адаптируются к условиям кризиса и смогут быстрее его преодолеть.

 Насколько можно понять из недавнего заявления министра экономики РБ Николая Зайченко, правительство страны по-прежнему считает равные условия доступа к системе российских госзакупок и мерам господдержки одним из важнейших факторов смягчения последствий кризиса для белорусских предприятий. И прежде всего машиностроения, где спад оказался наибольшим (около 30%).

Между тем многие независимые эксперты оценивают подобные ожидания как завышенные. Во-первых, количество продукции, закупаемой госорганами РФ или реализуемой при их поддержке, ни в какое сравнение не идет с потерями в объемах продаж у производителей.

Во-вторых, даже те средства, которые "железно" выделены под казенные нужды и на поддержку наиболее значимых предприятий, зачастую задерживаются, поступают в меньшем размере или вообще не доходят до адресата. Так, согласно данным СМИ, общая сумма гособоронзаказа РФ, выделенная на закупки, разработку и ремонт вооружений, в I квартале составила 130 млрд. RUB, но до производителей реально дошло менее 70 млрд. RUB.

Ну и в-третьих, как бы ни рассуждали адепты интеграции о равных условиях, белорусские заводы никогда не окажутся впереди российских в очереди за своей порцией российского бюджетного "пирога". Им сегодня следует рассчитывать на собственные силы и максимально диверсифицировать рынки.

"Колесницы судного дня".

К числу тех наших предприятий, которые уже осознали необходимость выработки новых сбытовых стратегий, можно смело отнести Минский завод колесных тягачей.

Напомним, что специализация МЗКТ - дорожные и внедорожные (предназначенные для самых экстремальных условий эксплуатации) автомобили большой грузоподъемности (а также прицепная техника к ним), многоосные колесные шасси под монтаж самых разнообразных видов оборудования и вооружения.

Предшественником предприятия было специальное производство Минского автозавода. Именно на нем под руководством Героя соцтруда и лауреата госпремий Бориса Шапошника в 1961 г. было создано первое получившее всемирную известность колесное шасси - МАЗ-543, серийно выпускавшееся десятки лет.

Его конструкция легла в основу целого семейства машин, на которых было смонтировано более 60 образцов вооружения и спецоборудования. Среди них, помимо ракетного комплекса "Темп-С" (для которого 543-я модель, собственно, и задумывалась), - тактический комплекс "Эльбрус" (более известный как Scud), зенитно-ракетный комплекс С-300, система залпового огня "Смерч", противокорабельные комплексы: артиллерийский "Берег" и ракетный "Рубеж".

Но еще более важно, что эта конструкция послужила прототипом для ряда других эпохальных машин. Например, таких, как колесные шасси под знаменитый мобильный стратегический ракетный комплекс "Тополь" (SS-25). Сначала это был МАЗ-7912 (14х12), затем МАЗ-7917 (14х14).

После распада СССР доля изделий военного назначения в портфеле заказов МЗКТ, выделившегося к тому времени из состава МАЗа, стала исчезающе малой и заводу пришлось пережить весьма болезненную конверсию. Но из нее, несмотря на потери, предприятие вышло окрепшим и овладевшим навыками работы в условиях рынка.

Сохранив наработки прошлых лет, оно пополнило номенклатуру выпускаемой гражданской автотехники более совершенными самосвалами и седельными тягачами, новыми колесными шасси под монтаж оборудования для транспортного, строительного, нефтегазового и машиностроительного комплексов. Только в прошлом году на МЗКТ было разработано 18 образцов таких машин.

В результате, даже несмотря на снижение производства в IV квартале, Минскому заводу колесных тягачей в 2008 г. удалось произвести и реализовать 651 единиц автотехники, что составило 120% к уровню 2007 г. Экспорт продукции превысил итоговый показатель 2007 г. в 1,5 раза и достиг 90 млн. USD. На 44% возросла отгрузка в Россию, в том числе автомобилей и колесных шасси в рамках программы по перевооружению российской армии.

В последней категории прежде всего следует отметить восьмиосный колесный транспортер МЗКТ-79221, обеспечивающий беспрецедентную подвижность, а следовательно, и высокую живучесть мобильному ракетному комплексу "Тополь-М" (по замыслу российских военных именно он в ближайшие годы должен стать основой ракетных войск стратегического назначения РФ); а также шасси МЗКТ-7930 (ставшее преемником МАЗ-543) для оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер", наделавшего в последнее время столько шума во всем мире.

Конечно, удельный вес таких поставок несравним с советской эпохой. В соответствии с планами Минобороны РФ на 2008-2011 гг. предполагается закупить около 70 стратегических ракет (и только примерно половина из них - мобильного базирования), более 30 ракет для комплексов "Искандер". Но, как говорится, и это - хлеб. Особенно если учесть цену подобных изделий и госгарантию оплаты.

Нефтедоллары не пахнут.

Однако по мере обострения кризисных явлений в РФ деньги оттуда даже на военные заказы почти перестали поступать. Что уж говорить о штатских потребителях. Как следствие, по итогам первых трех месяцев 2009 г. объем производства на заводе сократился на 25% против уровня аналогичного периода 2008 г.

Помимо основных причин, на которые обычно ссылаются при подобных обстоятельствах (сокращение спроса из-за отсутствия финансов у потенциальных покупателей и задержек с предоплатой по уже заключенным договорам), в руководстве МЗКТ называют еще одну: остановки российских предприятий-смежников в конце 2008-го - начале 2009 г.

Дабы не допустить простоев и выполнить собственные обязательства, топ-менеджерам завода пришлось принимать срочные меры по поиску альтернативных поставщиков, но уже из числа белорусских предприятий. Производство шин для спецтехники взяло на себя ОАО "Белшина", выпуск особых стекол наладило частное предприятие в Могилеве, около 20 новых автокомпонентов осваивает для минчан борисовское НПО "Экран".

Однако в условиях, когда перечисление средств из России задерживается даже по оборонным контрактам, первейшим условием поддержания нормального производственного процесса на МЗКТ стало пополнение "оборотки". Надо думать, что перед белорусским правительством особо не стояла дилемма, давать или не давать деньги обладателю уникальных (даже по мировым меркам) технологий: cэкономив на оборотном капитале, можно было безвозвратно потерять интеллектуальный.

Правда, и оказывать гуманитарную помощь никто не собирался. Во время посещения 25 апреля Минского завода колесных тягачей премьер-министр РБ Сергей Сидорский сообщил журналистам, что предприятию выделено 15 млрд. BYR (около 5,4 млн. USD) с условием возврата в течение ближайших шести-семи месяцев за счет выручки от продаж.

По словам директора МЗКТ Геннадия Синеговского, требование это вполне выполнимо. По состоянию на 1 апреля 2009 г. было заключено контрактов на сумму 167,3 млрд. BYR, что составляет 70% к плановому уровню производства 2009 г. На оставшиеся 30% имеются проекты договоров с покупателями. Уже по итогам первого полугодия завод предполагает достигнуть 85% от прошлогоднего уровня производства, а по итогам 12 месяцев - не менее 100%.

Сейчас МЗКТ ведет активную работу по расширению рынков сбыта. Так, недавно первая партия автомобилей МЗКТ из 20 шт. поступила в Объединенные Арабские Эмираты. В настоящее время рассматривается вопрос о продлении этого контракта. Активно ведется работа с Индией, странами Африки, и результат должен последовать.

По-прежнему большое внимание уделяется рынку РФ. В текущем году российскому "Сургутнефтегазу" намечено отгрузить не менее 15 ед. автотехники, в том числе 8 шасси под монтаж геологоразведочной сейсмотехники и оборудования для ремонта и восстановления скважин (стоимость каждого - 2,9 млн. RUB), а также 7 седельных тягачей (по 3,5 млн. RUB). Возможно и увеличение объемов поставки.

С целью облегчения условий доступа своей продукции на рынок РФ Минский завод колесных тягачей в начале 2009 г. заключил соглашение с воскресенским заводом "Машиностроитель" о выпуске на площадях последнего самосвалов МЗКТ-65151. На первом этапе предусматривается осуществлять их сборку из машинокомплектов, поставляемых из Минска. Только самосвальная платформа должна изначально изготавливаться россиянами. В будущем планируется дальнейшая локализация производства в РФ.

Любой ваш каприз.

Как неоднократно заявляло руководство МЗКТ, особое внимание в текущем году будет уделено сервису техники, а также налаживанию обратной связи с дилерами и потребителями. Каждый дилер обязан иметь план совместной работы с заводом, важная составная часть которого - усиление мониторинга за ходом эксплуатации проданных автомобилей с целью последующего улучшения качественных характеристик продукции.

Со своей стороны конструкторское бюро завода готово до 25% рабочего времени уделять проработке предложений со стороны дилеров. В 2009 г. будут сохранены и все дилерские скидки, размер которых напрямую зависит от быстроты поступления платежей. Это должно существенно ускорить оплату контрактов и движение оборотных средств.

Учитывая рыночную конъюнктуру, на заводе колесных тягачей ни на минуту не останавливают работу над созданием и освоением в производстве новых моделей. По договоренности с германской компанией в этом году планируется начать выпуск на шасси МЗКТ бетононасосов с подъемом бетона на высоту 45 м, а затем - и на 55 м.

В настоящее время на предприятии завершается изготовление 6-осного прицепа грузоподъемностью 70 т, который намечается вскоре представить на выставке

 MILEX-2009. Кроме того, ведутся работы над семейством 4-, 6-, 7-осных прицепов с низкой погрузочной высотой грузоподъемностью от 40 до 100 т. Недавние маркетинговые исследования в России показали перспективность этой рыночной ниши для минского предприятия.

Ну и, наконец, несмотря на финансовые трудности, на МЗКТ продолжается разработка новых изделий военного назначения, таких как корпусные колесные шасси для монтажа различных систем вооружения. В частности, российского зенитно-ракетного комплекса малого радиуса действия "Тор-2МЭ", испытания которого завершены, и подписан контракт на выпуск первой промышленной партии.

Как следует из заявления, сделанного 30 апреля заместителем председателя Государственного военно-промышленного комитета РБ Петром Рогожевским, вполне реально участие белорусских предприятий (и МЗКТ в первую очередь) в производстве и других современных российских вооружений.

Основой для такого сотрудничества, по словам представителя Госкомвоенпрома, станут совместные белорусско-российские предприятия, работа над созданием которых уже ведется. В частности, и посредством акционирования ряда флагманов отечественного ВПК.

 Александр АЛЕСИН 

 http://belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом