Новости

Сами не съедим

На прошлой неделе, на встрече с губернатором Нижегородской области РФ Валерием Шанцевым, президент РБ Александр Лукашенко в очередной раз заявил, что Беларусь и Россия в условиях кризиса должны в кратчайшие сроки создать общий режим доступа на рынки друг друга.

 Про табачок.

Однако российские власти, проведя накануне (30 марта) в Тольятти совещание по мерам антикризисной поддержки автопрома, как бы дали упреждающий ответ на страстный призыв своего ближайшего союзника и партнера. Суть этого ответа исчерпывающе выражает известная русская пословица: "Дружба дружбой, а табачок — врозь".

И практика показывает, что такой подход — скорее правило, чем исключение. Так, на предыдущем совещании по спасению российского автопрома, состоявшемся 16 декабря 2008 г. в Набережных Челнах, В. Путин внес предложение включить в программу госзакупок лишь автомобили, произведенные в России. Помимо бюджетных ресурсов, для этого было предложено использовать также средства естественных монополий и крупнейших частных компаний.

Однако не прошло и трех месяцев после принятия решения об оказании отрасли экстренной помощи, как российские автогиганты вновь стали подавать сигналы бедствия. Как сообщил 30 марта 2009 г. на совещании в Тольятти глава Минпромторга РФ Виктор Христенко, анализ динамики продаж автомобилей за январь — февраль 2009 г. позволяет говорить, что падение рынка в 2009 г. может составить до 60% по сравнению с 2008 г. "От дальнейшего падения этот рынок может удержать и удержит только государственная закупка".

По сообщению российских СМИ, итогом обсуждения стало выделение дополнительной госпомощи этому сектору экономики на сумму свыше 40 млрд. RUB. Большую часть этой суммы (25 млрд. RUB) получит крупнейший производитель легковых автомобилей в России АвтоВАЗ — ему нечем платить за поставки комплектующих, и сборочные конвейеры уже начали останавливаться.

 Гигант на лопатках.

Не менее, а может быть, и более бедственное положение сложилось на предприятиях Группы ГАЗ, значительная часть которых (в том числе и знаменитый Горьковский автозавод) находится на территории Нижегородской области. У ГАЗа нет средств для обслуживания долга 44,8 млрд. RUB (1,24 млрд. USD), в основном краткосрочного.

В лице В. Путина государство поспешило заявить о выделении в виде госгарантий 4 млрд. RUB для реструктуризации краткосрочной задолженности Группы ГАЗ, а также о готовности и впредь не оставлять ее своими заботами. В том числе и посредством увеличения госзакупок на 9 млрд. RUB.

 Но все это меры стратегического плана и отдача от них наступит лишь через определенный промежуток времени. А пока, как следует из публикаций в российской прессе, поставщики сырья, материалов и комплектующих отказываются без предоплаты снабжать предприятия Группы ГАЗ своей продукцией, что делает невозможной более-менее стабильную работу последних.

Именно это обстоятельство, надо понимать, и стало главной причиной приезда господина Шанцева после совещания на ВАЗе в Беларусь. Судя по всему, на встрече с президентом Лукашенко он зондировал вопрос об отгрузке нашими заводами комплектующих изделий ГАЗу с отсрочкой оплаты. При этом он также продвигал идею расширения присутствия продукции Группы ГАЗ на рынке РБ.

В ответ белорусская сторона предложила рассмотреть возможность создания в Нижегородском регионе производств по сборке отечественной сельхозтехники, расширения поставок туда автобусов МАЗ, формирования крупного областного заказа на продукцию предприятия "Белкоммунмаш".

Кредитование с надеждой.

Как следует из заявления, сделанного премьер-министром РБ Сергеем Сидорским 1 апреля по итогам встречи с В. Шанцевым, руководство страны приняло предложение Нижегородской области продолжить отгрузку продукции белорусских автоагрегатных предприятий на конвейер Горьковского автозавода. Для этого наши поставщики будут прокредитованы на определенный период времени за счет ресурсов местных банков "с надеждой на то, что эти деньги мы получим в этом году с развитием экономики ГАЗа". Но главная задача, по словам премьера, состоит в том, чтобы не потерять рабочие места.

По его словам, достигнута также договоренност о том, что техника Группы ГАЗ будет шире представлена на территории Беларуси. И не только продукция этой компании — поддержка в нашей стране будет оказана и другим нижегородским предприятиям. Одновременно С. Сидорский выразил надежду на то, что, в свою очередь, и белорусские проекты будут поддержаны в Нижнем Новгороде.

Между тем содержание ответного спича нижегородского губернатора не позволяет в полной мере разделить оптимизм белорусского премьер-министра. Выразив заинтересованность в создании у себя сборочных производств белорусской сельхозтехники, В. Шанцев назвал возможность организации сборки белорусских троллейбусов в своем регионе всего лишь "реальной", а о расширении продаж автобусов МАЗ (о чем задавали вопрос на аудиенции у президента) он предпочел вообще не говорить.

Подобная избирательность объясняется просто: производство тех видов сельхозмашин, о которых идет речь выше, отсутствует в Нижегородской области, а вот автобусы на Павловском заводе, входящем в Группу ГАЗ, выпускаются там в избытке. И присутствие в условиях кризиса пассажирских МАЗов на маршрутах Нижнего Новгорода является нежелательным. Подтверждением тому служит не столь давний скандал в связи с аннуляцией результатов тендера на поставку туда городских автобусов, выигранного Минским автозаводом.

(Примерно так же обстоит дело и с троллейбусами. Они, правда, изготавливаются Группой ГАЗ на Ликинском автобусном заводе под Москвой, но штаб-квартира головной компании расположена все-таки в Нижнем.)

Как заявил на днях гендиректор Минского автозавода Николай Костень, в прошлом году экспорт пассажирской техники в этот регион РФ вообще не осуществлялся. В то же время Беларусь закупила в 2008 г. более 400 автобусов марки ПАЗ. Но это обстоятельство отнюдь не смутило российского гостя. Более того, на том основании, что машины Павловского автобусного завода на 40% комплектуются белорусскими агрегатами, он предложил организовать сборочное производство "пазиков" в РБ.

Как быть дальше.

Думается, что белорусским властям следует брать пример с нижегородского губернатора в отстаивании интересов своих производителей. Одними декларациями "о равных условиях доступа на рынки друг друга" ситуацию дискриминации наших производителей в России не изменить. По данным, приведенным Н. Костенем 19 марта на заседании Мингорисполкома, где подводились итоги работы экономики столицы за январь — февраль текущего года, в I квартале в союзную страну реализовано около 600 автомобилей МАЗ. Это в 6 раз ниже среднеквартального показателя поставки в прошлом году. И улучшения ожидать не стоит.

"Рассовать" же по другим странам то количество грузовиков, которое в прежние времена поставлялось российским потребителям (в 2008 г. — порядка 15 тыс.) в ближайшем будущем практически невозможно, несмотря на бодрые заверения руководства МАЗа. Освоение новых рынков — процесс длительный, особенно в странах Латинской Америки, Африки, Арабского региона, куда сегодня нацеливаются мазовские маркетологи и сбытовики. Шевелиться нужно было до кризиса, но пока гром не грянул, никто этим не озаботился.

И отнюдь не заслуга управленческой команды предприятия, что в условиях падения спроса на основных рынках сбыта по итогам I квартала объем производства на Минском автозаводе составил около 61% к уровню аналогичного периода 2008 г., а не 15-20%, как можно было ожидать. Так же как и то, что по итогам марта вся продукция, произведенная МАЗом в этот месяц, продана.

Спасибо за это менеджерам МАЗа надо сказать президенту, который в командном порядке распределяет минские грузовики по организациям страны. Из "реализованных" в марте 1.100 автомобилей в Беларуси было разнаряжено 839, в том числе через систему "Белагросервиса" ушло 560. Таким образом, один из флагманов нашей индустрии сегодня содержится практически на деньги налогоплательщиков. Но люди наши небогатые и долго такая схема существовать не сможет.

 
Александр АЛЕСИН

 
http://www.belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом