Новости

Пока ко дну. Когда обратно?

Как сообщали официальные источники накануне последнего визита президента Беларуси в Москву, одним из пунктов повестки дня встречи Александра Лукашенко с его российским коллегой Дмитрием Медведевым стал вопрос о предоставлении предприятиям обеих стран равных условий доступа на рынки друг друга, включая одинаковые условия получения банковских кредитов и меры государственной поддержки.

В связи с этим Минпромом РБ был подготовлен перечень из 15 ведущих белорусских предприятий машиностроения и металлобработки, предлагаемых к включению в российские преференциальные схемы закупки товаров. В качестве первого шага было предложено распространить национальные льготные режимы поставок продукции на четыре предприятия с каждой стороны (от Беларуси — МАЗ, "Гомсельмаш", МТЗ, "Бобруйскагромаш", от России — КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, "Россельмаш"). На что было получено предварительное согласие госорганов РФ.

Важность положительного решения этой проблемы для экономики Беларуси трудно переоценить. В январе — феврале 2009 г. в нашей стране впервые за много лет был зафиксирован резкий спад производства большинства видов машиностроительной продукции.

По данным Национального статистического комитета, за два первых месяца 2009 г. выпуск металлорежущих станков сократился на 23,5% относительно аналогичного периода 2008 г., кузнечно-прессовых станков — на 63%, грузовых автомобилей (включая седельные тягачи) — на 43%, автомобильных прицепов и полуприцепов — 25,4%, тракторов — на 37,1%, зерноуборочных комбайнов — на 33,5%, подшипников качения — на 38,5%, стиральных машин — на 17,2%, холодильников и морозильников — на 4,1%.

 А они не покупают.

Главной и чуть ли не единственной причиной столь значительного падения и руководство предприятий, и эксперты (включая независимых) называют масштабное сокращение экспортных продаж, прежде всего — в Россию, которая до сих пор является главным потребителем продукции белорусской индустрии. Это вполне подтверждается и данными Белстата.

В соответствии с ними зарубежные поставки наших тракторов сократились на 48,82%, в том числе в Россию (доля которой в экспорте составляет 51,19%) — на 56,4%; седельных тягачей — на 92,1%, в том числе в РФ (60%) — на 95,4%; грузовых автомобилей — на 83,8%, в том числе в РФ (54,12%) — на 87,9%; сельхозтехники — на 71,9%, в том числе в РФ (93,11%) — на 59,2%; холодильников и морозильников — на 45,3%, в том числе в РФ (89,75%) — на 38,1%.

Как полагают в белорусском правительстве, реальное снижение платежеспособного спроса российских субъектов хозяйствования, произошедшее во второй половине прошлого года, в значительной мере усугублялось протекционистскими мерами властей РФ, чему есть достаточно примеров.

Так, 16 декабря 2008 г. премьер-министр России Владимир Путин провел в Набережных Челнах совещание высших чинов правительства с директорами крупнейших предприятий, где представил план спасения российского автопрома. С целью поддержания объемов продаж изделий отечественных заводов он внес предложение расходовать государственные финансы исключительно на закупку автотехники, произведенной в России. Помимо бюджетных ресурсов, на эти цели должны пойти также средства естественных монополий и крупнейших частных компаний.

В связи с этим федеральным органам власти вменялось в обязанность израсходовать дополнительно выделяемые им в 2009 г. 12,5 млрд. RUB (порядка 350 млн. USD) для обновления автопарка социальных органов, милиции, Минобороны и МЧС исключительно на закупку отечественной автотехники. Минэкономразвития и Минпромторг РФ сразу же подготовили совместный приказ, согласно которому российские производители, в том числе автомобилей, получили 15-процентные ценовые преференции в конкурсах по госзакупкам.

Из федерального бюджета запланировано дополнительно выделить 20 млрд. RUB на закупку транспортных средств и спецтехники для субъектов федерации и муниципальных образований. Эти средства должны быть потрачены на приобретение автобусов для транспортного обслуживания населения, автомобилей для медицинских целей и обеспечения работы милиции, дорожно-строительной техники и машин для обеспечения прочих нужд коммунального хозяйства.

Как заявил чуть позже вице-премьер РФ Сергей Иванов, разрабатывается специальная программа обновления парка муниципального транспорта. В соответствии с ней 50% средств выделяется федеральным бюджетом и столько же — субъектами федерации. Условие для получения госдотации одно: все машины должны быть произведены на территории России.

Вверх по лестнице, ведущей вниз.

Между тем целый ряд независимых экспертов высказывается в том духе, что отнюдь не злокозненная политика российских властей является основной причиной "облома", случившегося в белорусском машиностроении. Ее следует искать в общесистемном кризисе народного хозяйства РФ. Об этом свидетельствуют итоги его развития (вернее, деградации) в первые месяцы нынешнего года.

В частности, величина и вектор ВВП-индикатора, рассчитываемого специалистами банка "ВТБ-Капитал", однозначно указывает на ускорение темпов экономического спада в России в феврале 2009 г. По их выкладкам, ВВП РФ в феврале сократился на 4,7% по сравнению с пересмотренным январским значением. В прошлом месяце банк сообщал о спаде в январе на 4,0%. Из сообщения банка следует, что в феврале российская экономика продолжала сокращаться в годовом исчислении, по мере того как финансовый кризис распространился на промышленность и сектор услуг.

О том, что такая тенденция действительно имеет место, свидетельствуют данные, опубликованные 16 марта Федеральной службой государственной статистики (Росстатом). В соответствии с ними промышленное производство в РФ в январе — феврале снизилось на 14,6% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. При этом выпуск готового проката черных металлов сократился на 30,5%, легковых автомобилей — на 68,9%, грузовых автомобилей — на 78,9%, автобусов — на 76,8%.

Как видим, несмотря на протекционизм властей, спад важнейших отраслей российской экономики продолжает усугубляться. И конца ему не видно. Это и признал В. Путин в начале текущего месяца на встрече с высшими функционерами возглавляемой им партии "Единая Россия". По его словам, экономический кризис пока не достиг своего пика и может продлиться еще долго ввиду его масштаба и глубины.

Еще более пессимистичные оценки прозвучали в интервью министра финансов РФ Алексея Кудрина Би-Би-Си12 марта. По его словам, раньше, чем через три года, выхода из кризиса ожидать не стоит. Его пик, скорее всего, сместится с середины на конец 2009 г. или даже на начало следующего. Россия еще долго будет испытывать очень серьезные проблемы, и восстановление ее экономики будет медленным.

 Чей прогноз хуже.

Независимые аналитики во многом согласны с этими нерадостными перспективами. В то же время многие из них полагают, что ситуация может быть даже хуже. Так, например, считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его мнению, незавершенные структурные и институциональные реформы затянут выход России из кризиса. Скорее всего, российская экономика действительно достигнет дна только в конце 2009-го — начале 2010 г., но в таком состоянии она может оставаться в течение нескольких лет.

Однако этот сценарий развития событий является крайне нежелательным для страны; она должна выйти из кризиса не позднее конца 2010 г., в противном случае ей просто не хватит финансовых резервов, уверен президент Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший первый заместитель министра по экономическому развитию и торговле РФ Михаил Дмитриев. И тем не менее сценарий "короткого кризиса" является наименее вероятным.

По прогнозам президента ЦСР, развитые страны, скорее всего, начнут выходить из кризиса к середине следующего года, а для таких стран, как Россия, кризис может затянуться на 2,5 года. "Светом в конце туннеля" для нее было не столько даже увеличение цен на нефть, сколько возобновление устойчивого роста лидеров мировой экономики.

Заметно более катастрофичны по тону и содержанию высказывания экс-министра труда и депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой. С ее точки зрения, все свидетельствует о том, что спад усугубляется и дна не видно. Правительство и Центробанк РФ перешли к жесткой финансово-кредитной политике, в результате чего нет впрыскивания денег в экономику и нет спроса. Спад промышленного производства усугубляется (к концу года он может достигнуть 30%), а это приведет к массовой потере рабочих мест.

 Не добавляют оптимизма и распространенные на днях Институтом экономики переходного периода расчеты мартовского значения индекса промышленного оптимизма, выполненные на основании оценок руководителей предприятий. Они вполне определенно свидетельствует о затухании слабых положительных тенденций и сигналов января — февраля.

 В январе — марте 2009 г. спрос на промышленную продукцию продолжал снижаться постоянным и довольно высокими темпами. Таким образом, никаких положительных изменений в динамике продаж не произошло. Это отразилось на оценках удовлетворенности спросом руководителями предприятий: они оказались худшими с конца 1998 г. Отсюда следует, что меры по стимулированию спроса были недостаточными. В марте перестала улучшаться доступность кредитов для российских промышленных предприятий.

Таким образом, ожидания, возлагаемые нашими властями на предоставление Россией национального режима доступа на свой внутренний рынок белорусским предприятиям, являются, мягко говоря, несколько завышенными. Так же, как и надежды на то, что российская экономика после скорого завершения кризиса вновь станет для Беларуси локомотивом, влекущим ее в светлое будущее.

Конечно будет неплохо, если так и случится, но ведь может статься, что и на дно пойдем вместе, так и не разомкнув братских объятий. Реальный выход — в диверсификации рынков белорусской высокотехнологичной продукции. А для России, которая явно все больше тяготится союзниками, глядишь — одной обузой станет меньше. Другое дело, что меньше станет и реальных уз, связывающих наши страны.

 Александр АЛЕСИН

 Источник : belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом