После длительных переговоров Международный валютный фонд осчастливил Беларусь кредитом standby на $2,46 млрд. для поддержки усилий страны по адаптации к внешним шокам. Кредит будет выделяться в течение 15 месяцев. Процент очень низкий (до 5%), срок погашения длинный (около 5 лет). Сумма кредита соответствует 418,8% от квоты РБ в МВФ. Первый транш в объеме $787,9 млн. уже получен. Остальные деньги придут «при условии завершения квартальных обзоров». Обруганная некогда международная организация решила помочь нашему правительству нейтрализовать «важнейшие факторы уязвимости».
Ярослав РОМАНЧУК
Баблос - ваш, идеи - наши
Вроде бы специалисты МВФ и белорусские министры договорились. Признали факт наличия внешних шоков и опасных источников уязвимости. Заявили, что продолжать старую макроэкономическую и инвестиционную политику невозможно.
Отдельные адекватные чиновники быстро поняли, что жить по пятилетним планам больше нельзя. По ценам на нефть и схемам с продажей нефтепродуктов мы стремительно приближаемся к положению начала 2000-х, когда доля минеральных продуктов в экспорте была около 10%, а не 40%, как в 2006-08гг. Дешевый газ тоже неумолимо становится историей. Хорошо бы на металлах и калийных удобрениях в 2009г. заработать столько, сколько в 2003-04гг.
Существенных иностранных инвестиций ждать напрасно: желающих покупать активы в 2009г. по ценам 2007г., как того хотят власти, не будет. Внутренний спрос, еще один потенциальный источник роста экономики, после шока девальвации и бурного шопинга первой недели января 2009г. тоже иссыхает. Других явных источников экономического роста экономики нет. Даже если Беларусь получит $5 млрд. внешних кредитов, закрыть черные дыры в экономике будет невозможно.
Остро стоит вопрос о сокращении бюджетных расходов. Не обойдется без многократного повышения тарифов на ЖКУ, транспорт и импортные товары. Никуда не денется высокая инфляция. Нацбанку не дадут резко сокращать темпы эмиссионной накачки финансовой системы, ибо это вызвало бы стопор госбанков.
Все эти факторы известны и МВФ, и белорусским властям. Но Фонд прогнозирует темпы роста ВВП Беларуси в 2009г. в 1,4%, а наши министры - по-прежнему 8-10%. Хотя в коридорах власти уже циркулирует мнение, что в 2009г. будет падение ВВП.
После выделения кредита Александр Лукашенко похвалил МВФ, сказав, что его требования обоснованны. «Беларусь испытывает серьезные экономические проблемы. Неблагоприятные изменения условий торговли, падение спроса со стороны торговых партнеров и трудности с получением внешнего финансирования выявили факторы внешней уязвимости и привели к снижению международных резервов. В условиях этих шоков и корректировки, необходимой для их сдерживания, активность экономики в 2009г., скорее всего, снизится», - констатирует МВФ.
МВФ объясняет, что темпы роста ВВП, которые с 2002г. оставляли примерно 9% в год, обеспечены за счет «резервных мощностей и высокого уровня инвестиций»: «Спросу благоприятствовало сочетание резкого повышения экспортных цен, быстрого роста в странах, являющихся торговыми партнерами, и крупные энергетические субсидии от России».
И вот пришел IV квартал 2008г. Резервных мощностей практически не осталось. С инвестициями напряженка. Экспортные цены упали. Соседние страны переживают рецессию. Россия резко сокращает энергетические дотации. Правительство, банки, предприятия не заметили этого и продолжали двигаться по старой траектории. В результате перегрев: рост инфляции, долгов, неликвидов, незавершенного строительства, плохих кредитов и убыточных инвестпроектов.
Как пишет МВФ, «во время этого экономического бума не были устранены уязвимые места во внешнем секторе: уровень международных резервов оставался низким, цены на некоторые российские энергоносители были пересмотрены, а экспорт на рынки стран Запада по-прежнему был сконцентрирован в секторе нефтепродуктов, тогда как статьи экспорта с более высокой добавленной стоимостью в основном направлялись в СНГ. В финансовом секторе возросли кредитные риски, связанные с заимствованием в иностранной валюте и зависимостью от мировой банковской системы в плане получения финансирования».
Беларусь не накопила резервов. По информации МВФ, на конец 2008г. они составили критически низкую величину $2865 млн., или только 33,5% от объема краткосрочного долга. Мы проели кредиты и энергетический грант. Подсели на валютные займы. Не сумели модернизировать производство и закрепиться на внешних платежеспособных рынках.
«Общие меры» в «среднесрочной перспективе»
Понимая серьезность проблем, МВФ делает явные реверансы в сторону правительства Беларуси: «У властей есть четкая стратегия преодоления стоящих перед ними сложных проблем». Это очень сильное заявление, оно предполагает, что Совмин, Нацбанк, администрация президента приняли некую жесткую антикризисную программу адаптации к потенциальной потере около $10 млрд. валютной выручки и необходимости погашения в 2009г. внешнего долга субъектов хозяйствования в $7,6 млрд. После резкой девальвации рубля погасить такие суммы будет очень непросто.
МВФ похвалил власти Беларуси за девальвацию, повышение Нацбанком ставки рефинансирования и за привязку к корзине валют. Из-за включения нестабильного российского рубля в нашу валютную корзину у Нацбанка появилась законное основание для «опускания» белорусского рубля. Привязка оказывается очень «грязной»: получается, что сформировать ожидания по курсу рубля к основным валютам крайне сложно. Если +колебания доллар/евро еще можно предвидеть в пределах 15-20%, то российский рубль (а с ним и белорусский) могут падать гораздо быстрее.
Фонду понравились действия Совмина по отмене повышения зарплаты в конце 2008г. и декларации о сокращении бюджетных расходов. Отметим, что в указе президента о бездефицитном бюджете начала 2009г. не сказано о необходимости существенного сокращения доходной и расходной частей бюджета. По мнению МВФ, в 2009-10гг. доходы и расходы консолидированного бюджета Беларуси останутся такими же высокими, как и в последние годы, - 48-49% ВВП.
Тут даже о мягкой адаптации бюджетной политики речь не идет. Вполне уместно определение «разнузданная фискальная политика». Похоже, МВФ и Совмин сошлись на том, что, несмотря на вопиюще низкое качество управления госресурсами, государство по-прежнему будет перераспределять половину ВВП. Эта ситуация грозит быстрым проеданием внешних и внутренних кредитов нереформированными банками и госпредприятиями, вползанием в долговую ловушку, увеличением социальных издержек псевдорыночного шока без реальной экономической свободы.
МВФ пишет: «За корректировкой валюты должны последовать важнейшие структурные реформы, в т.ч. либерализация цен и зарплаты. Для поддержания более высоких среднесрочных темпов роста необходимы также более общие меры в поддержку развития частного сектора, в т.ч. сокращение размеров органов госуправления, дерегулирование и приватизация, которые должны осуществляться максимально быстро».
Понятия «общие меры» и «среднесрочная перспектива» не расшифрованы. Вот Совмин и ищет лазейки для оправдания блокировки приватизации. Фонд справедливо считает, что для поддержки ликвидности и платежеспособности финансового сектора «важно очистить банковскую систему от целевого кредитования», но эти рекомендации не встречают у чиновников такого же энтузиазма и понимания, как девальвация. По сути дела, МВФ признает: в ближайшие два года правительство будет «закапывать» миллиарды долларов, в т.ч. кредитных, в поддержку старых, малоэффективных бизнес-проектов, вместо того чтобы однозначно заявить о необходимости кардинального изменения инвестиционной политики и проведения уже сегодня структурной реформы.
Либеральные нестыковочки
Остается загадкой, как при столь высоких и лестных оценках программы правительства МВФ и Совмин так сильно расходятся в оценке темпов роста ВВП на следующий год. МВФ прогнозирует сокращение инвестиций в 2009г. на 4,9%, а наше правительство все еще не отказалось от роста на 23-25%.
С высоких трибун все чаще звучат слова «либерализм» и «либерализация». Адаптироваться к прогнозным показателям президента от августа 2008г. или к реальности января 2009г.? Предприятия до сих пор не знают. Не знают этого и министры, и облисполкомы. МВФ общается с небольшой группой неплохо подготовленных чиновников. Однако они не могут полноценно довести достигнутые договоренности до всех администраторов. Получается некая разноскоростная адаптация к кризису: голова уже начала реформы, а хвост все еще пребывает в состоянии блаженного совкового консюмеризма.
МВФ и Совмин: два полюса или сомнительное партнерство?
Показатель, % изменения
|
Прогноз МВФ |
Прогноз правительства РБ |
||
|
2009г.
|
2010г.
|
2009г.
|
2010г.*
|
Реальный ВВП
|
1,4
|
2,3
|
10-12
|
10
|
Инвестиции
|
-4,9
|
1,0
|
23-25
|
16-18
|
Потребительские цены (на конец периода) |
11,5
|
8,0
|
9,0
|
3-5
|
Счет текущих операций
|
-5,4
|
-3,6
|
-2,0
|
-2,0
|
Торговое сальдо
|
-8,6
|
-7,4
|
2,0
|
|
Валовой внешний долг
|
32,4
|
33,9
|
|
|
Государственный долг
|
11,8
|
13,1
|
12,0
|
12,5
|
Сальдо центрального правительства
|
0,0
|
-1,0
|
-1,8
|
-1,0
|
Доходы консолидированного бюджета
|
48,9
|
48,5
|
46,9
|
47,0
|
Расходы консолидированного бюджета |
48,6
|
49,2
|
48,7
|
48,0
|
Зарплата
|
6,4
|
6,4
|
17,6
|
9,5-10,5
|
Реальный эффективный обменный курс |
-4,8
|
-3,5
|
+/- 5%
|
|
Официальные резервы, $ млн.
|
5204
|
8085
|
5870-7750
|
|
Официальные резервы (в месяцах импорта товаров и услуг) |
1,7
|
2,3
|
|
|
Официальные резервы, % краткосрочного долга |
62,2
|
91,5
|
|
|
Источник: МВФ, указ президента 29 августа 2008г. N459 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития РБ на 2009г».
*Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-15гг.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
09.11.2023Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов ОАО
Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов ОАО
04.11.2023Морковь мытая опт Беларусь
ПОЧЕМУ ВЫБИРАЮТ МОРКОВЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА «НОВИЦКИХ»?
02.11.2023ЗАО Запспецтехсервис более 12 лет специализируется на разработке и выпуске приборов для систем безопасности
ЗАО Запспецтехсервис более 12 лет специализируется на разработке и выпуске приборов для систем безопасности
31.10.2023Установка дымовых пожарных извещателей.
Установка дымовых пожарных извещателей ЗАО Запспецтехсервис
07.10.2023ООО “МедЛен- лидер среди производителей натуральной гигиенической продукции в Республике Беларусь.
ООО “МедЛен”– производитель изделий санитарно-гигиенического, косметического и медицинского назначения.