На вызовы глобального кризиса белорусское правительство ответило пока намерением либерализовать экономику.
О кризисе говорят, когда деловой цикл входит в фазу спада, за которой следует депрессия (затем — оживление и подъем). Спад характеризуется снижением спроса и цен на товары. Не все предприятия выживают. На плаву остаются только те, кто снижает издержки и повышает качество товаров, осваивая новые технологии. Остальные становятся банкротами. Их имущество и рабочая сила достаются более успешным фирмам. Таким образом, кризис, по выражению австрийского экономиста Й. Шумпетера, осуществляет "созидательное разрушение".
После банкротства ряда фирм и при низких ценах постепенно происходит рассасывание складских запасов и начинается фаза оживления. Низкие цены на средства производства позволяют эффективным фирмам начать процесс обновления основных фондов и технологий. Но цены все равно остаются более низкими, чем до кризиса. Подъем цен начинается с некоторым запозданием.
Сейчас белорусская экономика оказалась в более тяжелой ситуации. Потребление материальных ресурсов и энергии на единицу ВВП в РБ выше, чем в других странах. Нигде не поддерживали на плаву столь большую долю реально убыточных предприятий еще до начала кризиса (около 50% предприятий в середине 2008 г. у нас имели просроченную свыше 3 месяцев задолженность). Возможности внешней поддержки белорусской экономики существенно сократились как раз перед втягиванием страны в глобальный кризис. Добавим к этому мизерные по сравнению с другими странами золотовалютные резервы.
В условиях низких цен выживут предприятия, освоившие новые технологии, современные методы управления, производящие более дешевые и качественные товары. А таких предприятий у нас мало. Большинство предприятий потеряло конкуренто-способность еще до кризиса.
Но конкурентоспособность отдельных фирм и стран определяется не только поведением компаний. Одна из вершин "алмаза конкурентоспособности" у автора теории конкурентоспособности М. Портера отводится правительству страны (законодательство, налоги, коррупция и многое другое). Рейтинги для Беларуси в ежегодно определяемых страновых рейтингах конкурентоспособности не рассчитываются. Но можно считать, что наш рейтинг не выше рейтинга России, которая устойчиво занимает место в последней десятке стран. Из сказанного можно предположить, что "созидательное разрушение" коснется в первую очередь белорусской экономики.
На столь серьезную угрозу правительство ответило пока обещанием либерализзовать экономику. И это надо приветствовать. Даже если это вызвано не убеждениями, а острой потребностью в валютных ресурсах.
Напомним, либерализация экономики является одним из условий предоставления как кредита МВФ, так и второй транши российского кредита. Совмин готовит пакет законодательных актов по либерализации, включая, по слухам, введение частной собственности на землю и приватизацию.
Если правительство проводит либерализацию экономики, то первое, что оно должно сделать, — освободить цены на всех рынках, в том числе и на рынке труда, отменив тарифные сетки (в России, кстати, недавно их ликвидировали). На денежном рынке — освободить норму процента и валютный курс (последнее необязательно, если у страны есть солидные валютные резервы). В соседних странах, к примеру, нет регулирования цен ни на "социально значимые товары", ни на бензин, ни 5-процентного ограничения рентабельности при строительстве социального жилья и т. д.
Необходимо либерализовать внешнюю торговлю, отказавшись от всяких административных мер по защите отечественного производителя и ограничений на импорт (достаточно дальнейшей девальвации рубля, которая сделает импорт дорогим).
Следует снять ограничения на включение затрат в себестоимость и контроль за этим. Собственник, увеличивая себестоимость, уменьшает свой доход и понижает конкурентоспособность предприятия. Поэтому здесь госконтроль не нужен.
Кризис не выполнит своей положительной функции, если не будет включен механизм банкротства. Если, например, в рыночной экономике Венгрии предприятие не выплачивает своим работникам зарплату, поставщикам — долги и делает просрочки платежей более 2-3 месяцев, оно объявляется банкротом. У нас процедура банкротства должна начинаться, если устойчивая неплатежеспособность у предприятия продолжается... год и более! При таком законодательстве один "утопленник" тянет на дно и тех, кто мог бы еще выжить.
Следует учесть опыт Китая, где неплатежеспособные госпредприятия тоже существовали по многу лет за счет административного перераспределения ресурсов. Но в середине 90-х там поняли, что дальше так жить нельзя. В 1996-2001 гг. в Китае закрыли десятки тысяч государственных предприятий и уволили без трудоустройства 30 млн. человек. Китайские власти поняли, что без процесса банкротства нет конкуренции, нет развития.
Процесс банкротства следует совместить с реструктуризацией и приватизацией. Приватизация через банкротство, по мнению ученых, обобщавших опыт перехода к рынку многих стран, была самой эффективной формой. Выделение для приватизации отдельных жизнеспособных звеньев банкрота или даже еще эффективного предприятия дает шанс на участие в приватизации и белорусским, и небольшим по размеру капитала иностранным инвесторам, поскольку снижает требования к размеру инвестиций. Кроме того, это втянет в предпринимательскую деятельность молодых менеджеров среднего звена.
Пока в Беларуси сохраняли полунатуральные крупные предприятия, в других странах мира произошел новый виток специализации и кооперации производства. Это отразилось в появлении новых терминов: "аутсорсинг", "логистика", "контрактация", "кластеры". Особо значимую роль в производстве стали играть малые предприятия. Это они производят детали и узлы для крупных предприятий. Сегодня крупные предприятия машиностроения — это практически только сборка.
Попутно отметим еще один результат перестройки производственной системы в развитых странах. За пределы крупных предприятий вынесены и переданы небольшим фирмам не только производство различных деталей и узлов, но и функции обслуживания (бухгалтерский учет, наладка оборудования, управление сбытом и снабжением — логистика, обеспечение предприятия питанием, уборка помещений, служебный транспорт и т. п.).
Этот процесс привел к росту эффективности и попутно к росту доли сферы услуг в ВВП.
Надо полагать, из непонимания перемен, произошедших в организации производства за рубежом, вытекает и недооценка роли малых предприятий в современной экономике. Так, в одной из дискуссий замминистра экономики А. Тур заявил, что у нас малых предприятий уже достаточно (на 1.000 человек населения МП у нас почти в 10 раз меньше, чем в развитых странах).
Пока белорусские предприятия не выйдут на современный уровень организации производства, они не станут конкурентоспособными даже при радикальной либерализации.
Приватизация в любом случае не будет одномоментной, и ее темпы будут отставать от темпов либерализации. Поэтому следует раскрепостить инициативу руководителей государственных предприятий. Сделать, как в Китае, где госпредприятиям не устанавливаются какие-либо директивные показатели, ограничения на ценообразование или на импорт комплектующих и т. д. Что делать с доходами, решают сами предприятия. Государство не помогает банкротам. Напротив, развивает конкуренцию между госпредприятиями. Так, в Китае сейчас около 20 государственных авиакомпаний, которые ожесточенно конкурируют друг с другом.
В Беларуси необходимо прекратить "охоту на ведьм", в которую фактически превратилась борьба с коррупцией. А в знак того, что правительство при выходе из кризиса будет полагаться на творческую инициативу тысяч управленцев, а не на директивные указания и на кнут в руках президента, следует объявить амнистию "сидящим" за экономические преступления, которые нанесли экономический ущерб государству, но не связаны с крупными и безоговорочно доказанными хищениями.
Сейчас китайский социализм — только бренд, одно название. Доля госпредприятий в создании ВВП там составляет 25%, а у нас доля частного сектора — 25%. Там государственные по форме предприятия работают как частные по сути. А у нас — наоборот, есть лишь пустая оболочка частного сектора.
В 2008 г. 58% населения имело душевой располагаемый доход (включая натуральные доходы от приусадебных участков и дач) не более 500 тыс. BYR, то есть оторвалась от черты бедности (218 тыс. BYR) не так уж далеко. В условиях кризиса многие из этой группы вновь опустятся ниже черты бедности, возрастет безработица.
Сегодня решение проблемы безработицы государство пытается переложить на предприятия, запрещая увольнять рабочих. Это соответствует политике государства в социальной сфере.
Но в конкурентной рыночной экономике только те предприятия получают больше прибыли, которые приносят больше пользы обществу. Это азы экономической теории. А вот государство выполняет свою функцию обеспечения социального благополучия только отняв у предприятий часть созданного ими национального дохода в форме налогов. Так что предприятия выполняют свои социальные функции, работая с прибылью и перечисляя налоги и платежи в страховые фонды. А заботу о трудоустройстве безработных и о других социально незащищенных гражданах, как это и принято во всем мире, должно взять на себя государство.
Бизнес и население в других странах тоже принимают участие в социальной помощи населению. Но это участие сугубо добровольное. В развитых капиталистических странах пожертвования на благотворительность весьма распространены среди населения и бизнеса. В США, к примеру, в обществе не будут уважать богатого человека, если он не жертвует на благотворительность. Так что пример Билла Гейтса, пожертвовавшего на благотворительные цели десятки миллиардов долларов и завещавшего своим детям всего лишь 11 миллионов, далеко не единичен.
Вместе с тем благотворительные пожертвования не являются дополнительным ресурсом государства. Они попадают в распоряжение многочисленных общественных организаций, оказывающих социальную помощь отдельным группам населения.
Государство также финансирует общественные организации на конкурсной основе, что существенно повышает эффективность затрат на социальную помощь (по опыту Вильнюса — более чем в два раза). Такая система социальной помощи населению, когда бизнес, государство и гражданское общество объединяют свои усилия, называется социальным партнерством.
Система социального партнерства начала было развиваться и в Беларуси в начале перестройки, но затормозилась во второй половине 90-х годов. Сейчас необходимо вернуться к этой системе. Она необходима также для развития гражданского общества и наработки социального капитала, то есть чувства общности, которое формируется в процессе оказания помощи одними группами общества другим. Без роста гражданского общества и социального капитала безуспешна борьба с коррупцией с вытекающими отсюда последствиями для экономики.
В условиях либерализации неизбежно и нарастание числа банкротств предприятий. Правительству надо поменять стратегию: помогать не предприятию, а человеку. Помогать людям не косвенно, через поддержку функционирования предприятий, что стоит дорого (в себестоимости продукции зарплата составляет в среднем 11-13%), а непосредственно (пособия по безработице, общественные работы, освоение новых профессий и т. д.).
И еще. Необходимо дать людям возможность покупать дешевое продовольствие. В 2008 г. в мире получен небывалый урожай зерновых. Цены на продовольствие на мировом рынке с весны этого года значительно снизились. Еще год-два оттуда можно получать более дешевое продовольствие, чем мы имеем от белорусского АПК. Никаких пошлин и ограничений на ввоз продовольствия! Пусть этим занимаются и малые предприятия, и крупные фирмы. А за это время провести реформу АПК, подобную той, которую провели в Украине в 1999-2000 гг.
Такая реформа остановит поток денег, которые по-прежнему уходят в АПК, как в черную дыру. Только бюджет выделяет на АПК около 1,5 млрд. USD (около 6% бюджета). Немало тратят на АПК предприятия и организации. Часть указанных ресурсов — 1,2 млрд. — можно было бы направить на пособия 500 тыс. безработных (по 200 USD в месяц при уровне безработицы 11%). Остальное — на поддержку опытных хозяйств, малого бизнеса на селе.
Некоторые горожане могли бы вернуться в деревни, будь обеспечена передача земли в наследство и ее свободная продажа (или хотя бы сдача в долгосрочную аренду), а также реальная свобода хозяйствования на земле. Была бы создана среда для развития малого бизнеса в АПК (снабжение, сбыт, ремонт техники, строительство и т. д.).
Проблема реформирования АПК просто перезрела! Так почему бы этим не заняться сейчас и высвободить ресурсы для других неотложных задач?
Важно отметить, что есть страны, где, казалось бы, экономика либеральная (никто не регулирует цены, нет "прогнозных показателей", нет лозунга "Купляйце айчыннае" и т. д.), но люди бедные, власти коррумпированы, политическая ситуация неустойчива. Почему же часто не работает рынок?
В этих случаях, как говорят специалисты, нет еще "тонкой настройки" рыночного механизма, то есть не преодолены корыстные интересы в экономической и политической сферах.
Можно провести приватизацию, "отпустить" цены, ввести частную собственность на землю и распустить СПК, но оставить, казалось бы, незаметные элементы законодательства, и не только в сфере экономики. Например, не разрешить фирмам самим решать, что включать в себестоимость. Или исключить, как это сделано в Беларуси, из Налогового кодекса ту статью, которая требует трактовать противоречия законодательства в пользу налогоплательщика. Или сохранить систему государственного патернализма и принуждать брать на работу неработоспособных бомжей или не увольнять излишних рабочих и т. д.
Тогда оставленные "крючки" приведут к становлению рынка латиноамериканского образца первой половины прошлого века.
Но пока разговоры о предстоящей либерализации не включают даже всех элементов "грубой настройки". Нет, например, отказа от установления госпредприятиям, не говоря уже о частных, каких-либо "прогнозных" показателей, нет даже разговоров об открытии экономики.
Нет, похоже, понимания в правительстве, что бессильна любая либерализация, даже "тонкая настройка", пока не будет разрублен узел специфически белорусских проблем (догнать по уровню разделения труда другие страны, выйти из ловушки незавершенных реформ и системного кризиса социализма, осознать тщетность надежд на создание эффективной экономики в рамках региональной интеграции в ЕврАзЭС и т. д.).
Пока есть лишь хаотичные представления и действия в форс-мажорных обстоятельствах.
И все же есть надежда, что кризис не только разрушает, но и заставляет созидать.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
10.05.2024ООО «Калина» является предприятием с замкнутым циклом производства
ООО «Калина» создано в 1996 году.
10.05.2024Покупаем свинину живым весом
Покупаем свинину живым весом оптом НастинДар ЧТПУП
09.05.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.
09.05.2024Компания «НастинДар» - это современная торгово-производственная сельскохозяйственная компания
Продажа сахара оптом, мука пшеничная покупаем и продаем, розничная торговля продуктами питания, нуждаемся в оптовых поставках продуктов питания !
08.05.2024РУП «Белгипроводхоз» готово к сотрудничеству с организациями по выполнению комплекса инженерных изысканий для различных видов строительства
РУП «Белгипроводхоз» занимается проектированием объектов мелиоративного, водохозяйственного, гидротехнического, и дорожного строительства.