Новости

Выросли земельные налоги и арендные ставки на землю

С 1 января текущего года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса. А сегодня в правительстве ломают голову над тем, как смягчить последствия нововведений, которыми документ порадовал плательщиков земельного налога.

Сначала единичные обращения, а к концу февраля уже целый поток жалоб и писем с просьбой разобраться в ситуации обрушился на министерства и ведомства.

Дело в том, что Особенная часть Налогового кодекса привнесла существенные изменения в порядок расчета земельного налога. Начиная с 1 января налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

Чтобы определить сумму земельного налога, необходимо кадастровую стоимость земельного участка умножить на ставку налога, выраженную в процентах. Ставки налога на участки в зависимости от их назначения в границах населенных пунктов (городов, городских, курортных и рабочих поселков, сельских населенных пунктов) и за пределами населенных пунктов установлены Налоговым кодексом.

Причем эти ставки в процентах не имеют ничего общего ни с социальной справедливостью, ни с экономической логикой. Наиболее сильно налоговые ставки бьют по субъектам хозяйствования, объекты которых расположены в сельских населенных пунктах и на внеселитебных территориях, расположенных в радиусе 5-10 километров от крупных городов.

Владельцам административных зданий, торговых и иных объектов нежилого общественно-делового назначения в сельской местности отношение суммы налога к кадастровой стоимости участка в 23 раза (!) превышает данный показатель для городских пользователей и владельцев аналогичных объектов. То есть для них ставка земельного налога установлена в размере 8,5% от кадастровой стоимости. Платя налог по такой ставке, землепользователь выплатит сумму, равную кадастровой стоимости участка, за 12 лет.

Более неприглядная картина вырисовывается, когда дело доходит до ставок земельного налога на участки производственного назначения. Если они расположены в городах и городских поселках, то земельный налог установлен в размере 1% от кадастровой стоимости участка. Для аналогичных же участков в сельских населенных пунктах и за пределами населенных пунктов налоговая ставка установлена в размере 12% от кадастровой стоимости.

То есть если до нынешнего года производство выгодно было выносить за пределы Минска, областного или районного центра, то со вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса выгоднее размещать производство в городе.

Уже есть конкретные примеры, когда сумма налога увеличилась для землепользователей в ближайшем пригороде Минска в 50 и более раз. Например, если в прошлом году землепользователь уплатил земельный налог около 3 млн. BYR, то в нынешнем году он должен заплатить более 150 млн. BYR.

Повезло владельцам автозаправочных и газонаполнительных станций, а также объектов, расположенных в рекреационных зонах. Соответствующие земельные участки независимо от местоположения облагаются земельным налогом по ставкам 3 и 1% от кадастровой стоимости соответственно.

А что с физическими лицами? Их постигла та же участь, что и владельцев административно-общественной и производственной недвижимости.

Возьмем для примера Минск и его ближайший пригород. Кадастровая стоимость земель на окраинах Минска и за пределами городской черты в 5-10-километровой зоне мало чем отличается от городской черты. Но при этом собственник индивидуального дома, расположенного на окраине Минска, будет платить налог в размере 0,015% от кадастровой стоимости земельного участка, а владелец дома, например, в поселке Дроздово или в Боровлянах — 0,35%. Если кадастровая стоимость примерно одинаковая, то земельный налог для жителя деревни окажется в 5-6 раз больше, чем для городского жителя.

Жильцам многоквартирных домов в сельских населенных пунктах ставки земельного налога установлены в размере 0,58% от кадастровой стоимости, тогда как в г. Минске и в областных центрах — 0,015 и 0,017% от кадастровой стоимости участка.

На практике это может привести к тому, что жильцам многоэтажек в ближайшем пригороде Минска придется платить земельный налог, в 30-40 раз превышающий налог для жильцов многоэтажек, расположенных на окраине Минска. Аналогичный порядок цифр вероятен и в пригородах других городов.

Правда, пока результаты законотворческой деятельности ощутили на себе только юридические лица. Потому что по новым правилам уплата земельного налога производится организациями (за исключением садоводческих товариществ) в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, а за земли сельхозназначения — не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября — в размере четверти годовой суммы земельного налога.

Садоводческим товариществам необходимо уплатить земельный налог не позднее 22 августа, физическим лицам — не позднее 15 ноября.

Ситуация усугубляется еще и тем, что арендные ставки на землю в текущем году тоже привязали к кадастровой стоимости и уравняли со ставками земельного налога. Причем арендные ставки введены задним числом Указом президента № 101 от 1.03.2010 г.

Иными словами, для землепользователей-арендаторов уготованы те же проблемы и в тех же размерах, что и для плательщиков земельного налога.

Из достоверных источников известно, что на прошлой неделе возникшие проблемы обсуждались в Совете министров. И есть основания полагать, что они будут разрешены. А вот как скоро и каким образом — эти вопросы пока остаются открытыми.

В заключение отметим, что если земельный участок был предоставлен во временное пользование и своевременно не возвращен, или он занят самовольно, либо используется не по целевому назначению, то в этих случаях к ставке земельного налога применяется повышающий коэффициент 10. Как и прежде, суммы земельного налога организациями (за исключением бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ и услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.

По строящимся объектам суммы земельного налога подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.

Нельзя не упомянуть еще об одном документе — Указе № 143 от 9.03.2010 г. Этот документ предоставил местным Советам депутатов в 2010 году право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза, ставки земельного налога, налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Пользуясь этим правом, местные Советы, вероятно, постараются минимизировать последствия введения непомерно раздувшегося земельного налога. Но для полного разрешения возникших проблем понадобится более кардинальное вмешательство.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

Источник: http://www.belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом